Мистическое кольцо символистов
Часть 24 из 37 Информация о книге
Какой ты луне завещала печаль олеандра и мела? И небо земное над млечной землею… Гальперина подняла подведенные синим глаза к расписному потолку и воскликнула: – Потрясающе! Превосходно! Какой сумасшедший поэт, какие безумные стихи! Ну и ты читала неплохо. А есть другие поэты, о которых сложно сказать, чем они примечательны. Имя вроде всем известно, а ни одного стихотворения никто не вспомнит. Вы ко мне? – любезно осведомилась она у подошедшей к столу пожилой дамы, застывшей напротив таблички «Драматический театр». Из-за спины ее выглядывал мальчонка лет десяти. – Хочу внука к вам записать, – проговорила посетительница, подталкивая мальчика вперед. – Стихи прочтешь? Или басню? – улыбнулась ребенку Ксения Всеволодовна. – Стихи, – буркнул ребенок и завел: Я в свисте временных потоков, Мой черный плащ мятежно рвущих. Зову людей, ищу пророков, О тайне неба вопиющих. Иду вперед я быстрым шагом. И вот – утес, и вы стоите В венце из звезд упорным магом, С улыбкой вещею глядите. У ног веков нестройный рокот, Катясь, бунтует в вечном сне. И голос ваш – орлиный клекот – Растет в орлиной вышине. В венце огня над царством скуки, Над временем вознесены – Застывший маг, сложивший руки, Пророк безвременной весны. – Андрей Белый, стихотворение «Маг», посвящено Валерию Яковлевичу Брюсову, – явно гордясь внуком, сообщила бабушка. – Хорошо прочел, и стихи хорошие, никогда раньше не слышала, – похвалила Гальперина. – Мы специально такие искали, – польщенно зарделась собеседница. – У вас получилось, – улыбнулась руководительница театральной студии. Поставила в блокноте цифру один и вписала имя первого кружковца. Когда бабушка и внук отошли, Ксения Всеволодовна наклонилась ко мне и зашептала: – О чем я и говорила! Андрей Белый как раз такой поэт, стихи которого мало кому известны. Имя у всех на слуху, а что написал – никто не вспомнит. Следом за первыми желающими записаться в театральный кружок потянулись другие, и все в основном читали Пушкина, Лермонтова и Крылова. Значительно реже звучали Блок и Ахматова, Цветаева и Пастернак. Иногда баснописца Крылова заменял Лафонтен, и совсем редко – Сергей Михалков и Есенин. Но самой большой популярностью среди чтецов отчего-то пользовался «Федот-стрелец». Вскоре я уже знала сказку Филатова наизусть. И думала, что сойду с ума, слушая в двадцатый раз с сарказмом произносимое тонкими детскими голосами. Ты чего-то не в себе, вон, и прыщик на губе! Растеряешь ты здоровье в политической борьбе! Я закрывала глаза и принималась считать до пяти. Москва, август 1910 года Начальник следственного отдела сыскной полиции вышел из подъезда издательства «Скорпион» и в поисках машины огляделся по сторонам. Спасаясь от августовской жары, ротмистр отогнал авто в тенек. Не спускающий глаз с подъезда издательства Герман фон Бекк, привлекая внимание Чурилина, нажал на грушу клаксона. В тот же миг звуки вальса «На сопках Манчжурии» огласили окрестности. Василий Степанович махнул рукой и, приблизившись к авто, забрался внутрь. – А знаете ли вы, что стихи Александра Зорина принесла в издательство Ольга Павловна Волынская? – уныло осведомился сыщик. И мрачно добавил: – Пока я ничего не понимаю, однако чутье мне подсказывает, что это неспроста. Герман насторожился. Ситуация с фальшивой княжной не нравилась ему все больше. Желая убедиться, на месте ли телеграмма из Лондона, фон Бекк провел рукой по карману френча, почувствовал сквозь прохладную шелковистую ткань захрустевшую в кармане бумагу, однако до поры до времени решил ничего не говорить, и, вопросительно склонив голову, обернулся к Чурилину. – Ну что, Василий Степанович, едем к Амалии? – Само собой, – озабоченно кивнул сыщик. Проехав по бульвару, свернули на Никольскую. Автомобиль неспешно приблизился к дому Амалии Коган и остановился перед подъездом. Выбравшись из салона авто, все трое поднялись на крыльцо. Идущий первым ротмистр, потянув на себя тяжелую дверь, зашел в парадное, пропустив Чурилина и груженного камерой фон Бекка. Швейцар дремал, склонившись над развернутой газетой, однако при звуке открываемой двери тут же встрепенулся и торопливо поднялся с табурета, услужливо склонившись в полупоклон. – К кому господа изволят пожаловать? – Добрый день, любезный, – деловито откликнулся Чурилин. – Проводите нас к госпоже Коган. Швейцар служил не первый год, и шумиха вокруг Амалии происходила на его глазах. И уж, конечно, он сразу же признал как Германа Леонидовича, так и чиновников сыскного управления. Спрятав ухмылку в пышные усы, швейцар почтительно проговорил: – Прошу господ подниматься в третий этаж. И, не удержавшись, саркастически добавил, распахивая дверцы лифта, пропуская посетителей в кабину: – Неужто господа полицейские уже забыли, где Амалия Карловна проживают? Захлопнув дверцы изнутри, швейцар нажал на кнопку третьего этажа и, дождавшись, когда кабина лифта поднимется и, дернувшись в конвульсиях, замрет, выпустил приехавших, ожидая награды. Получил от фон Бекка пятак, низко поклонившись, заперся в кабине и спустился вниз. Шагнув к нужной двери, Чурилин покрутил ручку звонка и сделал знак не шуметь – в ожидании, когда откроют, ротмистр закурил сам и угощал папиросами фон Бекка, простодушно расхваливая преимущества любимых папирос перед дорогими. Позвонив повторно, но так и не дождавшись ответа, следователь сыскной полиции пробормотал: – Что-то мне это не нравится. И обернулся к ротмистру. – Болеслав Артурович, сделайте одолжение, пригласите швейцара. И пусть захватит запасные ключи – на случай, если дверь понадобится вскрывать. Стуча сапогами, ротмистр в считаные секунды скатился по лестнице вниз, и так же, перепрыгивая через две ступеньки разом, проворно поднялся наверх. Следом за ним прогромыхала, остановившись на этаже, кабина лифта, выпустив насупленного швейцара, рассчитывавшего на еще одну монетку, да обманувшегося в своих ожиданиях. – Уважаемый, припомните, когда в последний раз вы видели госпожу Коган? – обратился к лифтеру Чурилин. – Вчера видел. Поздно вечером они пришли. Были сильно подшофе, еле на ногах стояли. – Амалия Карловна одна пришла или в компании? – В первый раз – это было часов в восемь вечера, – пришли одни. – Амалия Карловна потом еще раз уходила? – А как же, понятное дело, уходили. Около полуночи за ними зашел их старый знакомый, они часто бывали у Амалии Карловны. – Что за знакомый? – Не знаю имени-отчества, а видел их часто, они книги Амалии Карловне приносят. Может, из редакции. Или еще откуда. – Как выглядит, не вспомните? – Ничего приметного в них нету. Благостные они. Светлые кудри, усы, бородка. На святого Макария похожи из церковного календаря. Да, вот еще что – хромают на правую ногу.