Психология вредных привычек
Часть 8 из 8 Информация о книге
• «Славные парни» отличаются пассивной агрессией. Они склонны выражать свою злость косвенным образом, например забывать собственные обещания или портачить в работе. Люди приходят в ярость, но тут же смущаются и винят себя – ведь «славные парни» выглядят такими сокрушенными. • «Славные парни» переполнены яростью. Многих из них вы никогда не увидите в гневе, но иногда ярость прорывается в чрезвычайно неуместной форме. «Милые женщины» уступают и уступают, пока не начинают страдать и не приходят в ярость или отчаяние. «Любезные мужчины», если периодически не взрываются, часто имеют тайную жизнь, например увлечение азартными играми или порнографией. • «Славные парни» не могут нормально общаться с людьми. Они не умеют слушать, потому что заняты тем, что пытаются читать ваши мысли с целью угодить – во избежание конфликта. Они не могут реагировать открыто и честно и не способны к настоящей близости. «Славные парни» будут шокированы, читая этот текст, ведь они уверены, что их помыслы чисты. Они просто хотят преуспевать. Они хотят нравиться людям и не видят в этом ничего плохого. Они даже не представляли, чем все обернется. Однако основной обман позиции «хороших парней» коренится в том, что они не заслуживают доверия. У них ни с кем не складывается подлинно близких отношений, хотя этого они хотели бы больше всего. Но они ненадежны, а потому настоящего успеха не добиваются. Такой жизненный модус оказывается самодеструктивным. Он порождает сильнейшую тревогу, поскольку эти люди постоянно пытаются выяснить, чего хотят другие, вместо того чтобы просто спросить об этом. Жизнь сильно усложняется, потому что все время нужно помнить, что и кому ты солгал, и пытаться увернуться в ситуациях, когда тебя вот-вот поймают за руку. «Славным парням» не помешало бы пройти упражнение 2, «Уроки честности» (см. главу 3). А сделав это, они обнаружили бы, что жизнь намного проще, и уровень их тревожности значительно снизился бы. Бунт против себя Самодеструктивное поведение в большой степени – результат наших чрезвычайно завышенных стандартов. Люди всегда оценивают себя и злятся или огорчаются (эти чувства могут вытесняться из сознания), если разочаровываются. Например, многие склонные к перееданию считают каждую калорию. А пирушка для них становится отдыхом от этого неусыпного самоконтроля. Собственно процесс еды мгновенно успокаивает, и обжоры забывают, как считать эти самые калории, – просто едят. На какое-то время они даже могут не отмечать, сколько съели. Высокие стандарты часто сопровождаются «карательным супер-эго» – внутренним критиком, голосом в наших головах, который всегда жестко критикует наши усилия и никогда не позволяет испытывать удовлетворение. Этот голос часто бывает голосом родителей, которые воспитывали нас в строгости, прививали неукоснительную дисциплину и никогда не хвалили за хорошую работу. В идеале хорошая работа сама по себе может стать наградой: мы можем быть довольны собой и укрепить собственную самооценку, когда делаем успехи. Но если в нас живет «карательное супер-эго», хорошие поступки просто пугают или отталкивают. Мы хорошо выполняем работу не ради того, чтобы почувствовать себя счастливыми, а чтобы избежать наказания. Такой успех опустошает – и мы чувствуем негодование. По мере возможности я пытаюсь избегать психологического жаргона. Но иногда в нем бывают великолепные термины. Супер-эго – это часть психической модели Фрейда, содержащей два компонента. Один – это совесть, которая говорит с вами или наказывает (чувством вины, негативными мыслями или низкой самооценкой), когда вы совершаете нечто за пределами собственных стандартов. Другой – «я-идеал», содержащий эти стандарты, или правильные мысли: ваши, тех, кто вас восхищает, и тех, кто вас вдохновляет. Никто не утверждает, что эти представления имеют физическое воплощение в мозгу, но они – очень мощная метафора. «Карательное супер-эго» всякий раз кладет вас на обе лопатки, потому что вы не способны соответствовать собственным стандартам. Обычно оно исходит от папы с мамой, чаще от родителя того же пола, не оправдавшего собственных ожиданий: от жестокой критики до постоянного, но слабого разочарования. Оно может исходить от религиозного чувства вины. А может быть результатом вашего духа соперничества и желания быть во всем лучшими: в этом случае вы не прощаете себе ни малейшего промаха. Бывает, что человек чрезмерно завышает свою планку. А если собственный разум никогда не признаёт нашего хорошего поведения, мы ищем награды в других местах. Или наказываем себя опасными препаратами. Или избегаем самокритики или критики других людей. Когда я учился в седьмом классе, в школе проходил конкурс по орфографии. К удивлению, я победил. Потом занял второе место в районном конкурсе, что принесло очки в городском конкурсе Чикаго. Победитель в Чикаго получал возможность ехать на конкурс в Вашингтон. Если вы никогда не были на конкурсе по орфографии, вы можете этого не знать, но там участникам дают длинный список слов для запоминания с произношением и кратким определением. После того как я победил в школьном соревновании, отец достал несколько таких списков и начал тренировать меня. Когда я получил направление на районный конкурс, домашние тренировки стали по-настоящему интенсивными. Мне это нравилось, потому что я с легкостью с ними справлялся. Орфография – это работа памяти, скорее фотографической памяти на слова плюс способность угадывать корни и словообразования. Но даже при том, что мне это нравилось, пожалуй, я получал слишком много внимания, да еще отец очень огорчался из-за того, что на некоторые слова у меня образовался какой-то психический блок. Этот блок, возможно, стал началом моего бунта. Раздражение отца обижало меня, но я боялся его разочаровать. С чикагским конкурсом я справился очень хорошо, заняв шестое место. Утешительным призом стал университетский словарь Мерриэм-Уэбстера. Отец написал на нем «Вперед, на Вашингтон», имея в виду национальный чемпионат в следующем году. Через несколько недель я взял скотч и накрыл лентой те самые трудные слова, а потом вырвал их, полностью удалив из списка. Это было классическое отыгрывание: я помню, что в тот момент ничего не почувствовал. На следующий год, в восьмом классе, я не справился со школьным конкурсом. Не то чтобы я утратил цель: мне по-прежнему хотелось снова быть на высоте. Тем не менее я срезался на слове, которое, как мне казалось, я знал. До сих пор не знаю, сделал ли я это намеренно, это была случайная описка или что-то еще. Так бывает с нашими бессознательными проблемами, иногда в одной проблеме коренится одновременно две (или больше). Побочным эффектом бунта против самого себя часто бывает чувство, будто мы имеем право на утешительный приз. «Я очень усердно трудился, добиваясь цели, но не сумел, и это не моя вина. Я заслужил порадовать себя чем-то приятным». Но это «приятное» оборачивается самодеструктивным, поскольку глубоко внутри мы знаем: добра это не принесет. Вот несколько распространенных видов «утешительных призов»: • переедание, • порнография, • азартные игры, • наркотики и алкоголь, • излишние расходы, • шопинг как лечение депрессии, • интернет-зависимость, • импульсивный или деструктивный секс.Вы прочитали книгу в ознакомительном фрагменте. Купить недорого с доставкой можно здесь
Перейти к странице: