Случай в Семипалатинске
Часть 15 из 44 Информация о книге
— Казахи мечтают о сепаратизме! Это как понимать? Независимый султанат? Как они себе это представляют? Да кто им позволит! Николай отделывался общими словами: народ должен иметь право на независимость, тем более если их три с лишним миллиона. — Ты хоть представляешь, что говоришь? — налетел на него отец. — Есть Россия, монолит под скипетром государя. Какая тут независимость? Она возможна только через бунт, через кровь. На практике иначе не получится. Ты что, к этому призываешь? Будь реалистом. — Нет, папа, я призываю к политическому такту. Надо реформировать страну, дать подчиненным народам больше прав. Нельзя душить их в объятьях. Польша, Финляндия, Кавказ, Туркестан — они же как пороховые бочки. И не от глупости или удальства люди там бунтуют, а от безысходности. Тебе все нравится в нашей империи? — Нет, конечно, — признался сыщик. — Особенно после девятого января тысяча девятьсот пятого года. — Вот видишь. Реформы нужны, в том числе и в национальном вопросе. Лучше проводить их сверху, иначе они начнутся снизу. — Но не казахам же давать свободу! Они к ней не готовы, народ еще не созрел для самостоятельной жизни. На этих словах сыщик и разведчик подошли к номерам. У входа их дожидался Ботабай Ганиев. — А ты спроси вот у него, к чему готов казахский народ, — предложил подпоручик. — Да, Ботабай, скажи, пожалуйста. Вот ты служишь Военному министерству, а значит, и монарху… — начал Лыков. — России, — перебил его сын. — Ну, России. Не только за деньги, но и по совести, верно? Скажи, почему ты с нами? Аргын посмотрел на питерца с вызовом и ответил: — У нас есть поговорка: лучше кожаные поводья от русских, чем железные удила от китайцев. — То есть? — То есть я и мои товарищи выбираем меньшее зло. — Зло? — поразился коллежский советник. — Конечно. Мы же для вас колония. Алексей Николаевич подумал и ответил: — Да, колония. Но такова судьба малых народов. Независимость — удовольствие для сильных. Давай лучше сравним качество колониального управления. Помнишь, вы мне рассказывали о дунганах и таранчах. Когда Россия вернула Восточный Туркестан Китаю, многие их тысячи ушли вместе с нашими войсками. Было такое? — Было. Китайцы — очень жестокие правители. Об этом и пословица. — А ты можешь вообразить другую ситуацию? Например, что англичане уходят из Индии. А вместе с ними бегут представители коренных народностей, Индию населяющих. Ботабай покачал головой: — Нет, такого никогда не будет. Англичан ненавидят. — Вот видишь. От китайцев бегут, англичан ненавидят. Наше русское правление гуманнее других. В такой колонии можно жить. — Но почему нельзя жить в демократическом государстве? — задал встречный вопрос аргын. — А можно лишь в колонии. — Когда-нибудь так и будет, — миролюбиво ответил Алексей Николаевич. — Когда мы, казахи, дорастем? — рассердился Ботабай. — Я слышал ваш спор с Николаем. — Когда мы все дорастем, — вздохнул Лыков. — Думаешь, мне хочется быть колониалистом? Николай примирительно влез с цитатой: — Снесарев в одной из своих книг пишет: «Россия обладает замечательным даром добиваться верности и даже дружбы тех, кого она покорила силой. Русский братается в полном смысле этого слова». Вот и мы с тобой, Бота, друзья, разве не так? — С тобой да, а с другими сложнее, — отрезал тот. — Инородец может подняться при вас лишь до уровня волостного управления, выше ему хода нет, всем командуют русские. А почему упразднили султанов? Кому они помешали? Чингизиды, «белая кость», были казахской аристократией. А теперь они простые обыватели и даже платят, как все, кибиточный сбор. Это вызывает недовольство людей. Сами должны понимать, чем оно однажды кончится… Спор на этом прекратился. Николай пересказал Ботабаю новости, которые озвучил Забабахин. Англичане хотят проникнуть в движение казахских сепаратистов. Но не для того, чтобы помочь им, а лишь с целью навредить России. После этого сыщик сообщил о почтовых услугах, которые торговцы наркотиками оказывали резиденту. Идея пересылать шпионские донесения из других городов, минуя здешние конторы, была оригинальной. Ганиев сразу предложил наладить просмотр корреспонденции, которую бросают в ящики поездов. — А как это сделать? — удивился Николай. — Конверты с железнодорожным штемпелем по месту прибытия отдавать на перлюстрацию, — без запинки выговорил трудное слово аргын. — Есть же у нас «черные кабинеты»? — Есть, — подтвердил коллежский советник. — И мысль правильная, доведу до начальства. Когда приеду в Петербург. А пока я здесь, давайте засучим рукава. Они стояли на улице и смотрели на небо, на редкие тусклые огни областного города. Ни души, ни звука. И все же в этом городе было много тайн. — Британская разведывательная сеть заморожена, агенты легли на дно, — продолжил Лыков. — Мы всполошили их своим дознанием. Резидент сбежал. Скорее всего, он уже по ту сторону Гималаев. Но кто-то его сменил, и агентура осталась. И она отсюда не уйдет. Уж очень удобен Семипалатинск для таких дел. Отсюда тянутся пути и в Китай, и в Ташкент, и в Омск. Маршрут-агентам легко приезжать и уезжать под видом торговцев. Так что, господа, сеть надо найти. Лучше до моего отъезда. Глава 10. Очерк города Семипалатинска Семипалатинск мало похож на русский губернский город. Когда он открывается с тракта, то напоминает большое селение, разбросанное вдоль реки. Вид с Иртыша чуть лучше, но тоже неказист. Город занимает обширное ровное пространство вдоль реки. Он состоит из трех частей: казачьего форштадта, Татарской слободы и зажатого между этими полюсами русского центра. Здесь, в центре, расположены все главные строения: дом губернатора, областное правление, отделения банков, казначейство, почтово-телеграфная контора, Окружный суд, тюрьма, главный стан киргизской миссии, управление горного округа, шесть страховых и транспортных контор. Дома в основном деревянные и одноэтажные. Каменные строения почти сплошь казенные, самое лучшее из них — женская гимназия. Улицы неопрятные. Семнадцать из них продольные и девятнадцать — поперечные, что упираются в берег Семипалатинки. Освещаются улицы керосином. Несколько более ярких керосиново-калильных фонарей установлено у губернаторского дома и возле собора. Замощены гранитными кубиками только Ново-Базарная и Больше-Владимирская улицы, других мостовых нет. И летом по областной столице летают тучи песка. Сами жители охотно называют свой город «чертовой песочницей». Удручающе мало зелени: радуют глаз только Городской сад да еще сквер возле Казачьей церкви. Отдыхать принято на двух островах, расположенных между Иртышом и его протокой Семипалатинкой. Один остров называется Полковничий, а второй — Лекарский, и они поросли зеленью. Улицы в Семипалатинске широкие, почти как бульвары в Париже. Есть и бойкие места. Самое оживленное — Ново-Базарная площадь. Тут торговые ряды, лавки, балаганы, в которых кипит жизнь. Вокруг площади разместились лучшие магазины: Семена Плещеева (брата городского головы), Дуркина, Хамитова, Ложкина, Ортина, Дёрова, Каплана, Афонина, Тухватуллина. Другое бойкое место — Гасфортовская площадь. На пристанях и хлебоссыпках тоже бывает многолюдно. Но в целом Семипалатинск скучен. Даже лучшая его часть — русский форштадт — мало радует глаз достопримечательностями. Украшением города является Знаменский собор. Однокупольный храм в форме креста — самое первое каменное строение, ему уже сто двадцать лет. Здесь хранится многочтимая народом Семипалатинско-Абалацкая икона Знамения Божией Матери. Воскресенская церковь стоит между городом и казачьей станицей. Она знаменита тем, что выстроена на средства Митрофана Казакова, которые тот наворовал за годы службы на таможне. Особенно много ушло через его руки контрабандным путем соли и чая. Начальство в конце концов выгнало лихоимца вместе с братьями. Пытаясь задобрить власти, Митрофан возвел храм и стал его первым старостой. Но уже через год его попросили и оттуда за небогоугодные поступки. Есть еще Александро-Невская церковь, выстроенная на деньги купца первой гильдии Федора Плещеева, основателя богатейшей династии. Имеется красивая Никольская церковь, известная тем, что строилась почти полвека. И наконец, деревянный Всехсвятский храм на городском кладбище. Это для утешения православных. Мусульмане, которых меньше, чем русских, имеют девять мечетей, в том числе каменную Двухминаретную. Есть полуофициальная синагога. Римско-католического костела нет, хотя земля под его постройку давно выделена. Всего в Семипалатинске проживает двадцать семь тысяч человек. Если добавить Заречную слободу, то цифра возрастет до тридцати четырех тысяч. Самая богатая часть населения — это татары. Их привезли двести лет назад, чтобы остановить дунганское нашествие. Они справились с задачей и остались здесь. Трудолюбивые и непьющие, способные к торговле, окруженные единоверцами, татары укоренились в Семипалатинске. У татар есть еще одна важная функция: они поставляют в Степь учителей. И вообще продвигают магометанство среди не очень набожных кочевников. Близко к ним стоят сарты, которых тут называют ташкентцами. Но различия есть, поэтому сарты имеют собственный квартал в Татарской слободе и свою мечеть. Слобода вторгается в русский форштадт под углом. Остальная часть населения на левом берегу — казахи, а на правом — русские. Ну и двести сорок восемь евреев… Семипалатинск не блещет городским хозяйством или культурой. В последние годы, правда, кое-что изменилось. Обе неполные гимназии, и мужскую, и женскую, сделали полными и выстроили для них значительные здания. Завели телефонную станцию. Очень надеются протянуть через город железную дорогу, что должно дать толчок к его развитию. Но это лишь в планах. А пока негусто… В наличии имеются городская больница, военный лазарет, лечебница для душевнобольных, бесплатная амбулатория для бедных, две аптеки. А частнопрактикующие врачи, считай, отсутствуют. Есть Народный дом, приют, общественная библиотека с бесплатной читальней, русское приходское училище и семь татарских школ. Еще областной музей, Общественное собрание и Приказчичий клуб. Любители устраивают театральные постановки. Промышленность развита слабо. В городе три паровых мельницы (Мусина, Красильникова и Плещеева) и пять водяных. Крупные по здешним меркам обороты дает заведение по фабрикации прессованных дрожжей. Еще имеется девять кирпичных заводов, девять салотопенных и мыловаренных, шесть кожевенных, четыре пивоваренных, один винокуренный (тоже Плещеева). Правда, некоторые из них находятся не в самом Семипалатинске, а в пригородных поселках. Кроме этого работают два шубных заведения, одно пимокатное и сорок четыре кузницы. Развит извозный промысел, в том числе извоз на верблюдах, которым занимаются казахи. Главное занятие здешних жителей — торговля. Семипалатинск по числу купцов на тысячу жителей не имеет себе равных в России. Годовые обороты составляют сто миллионов рублей! Это из-за удобного местоположения: отсюда идут торговые пути во все стороны, даже за Гималаи. Особенно много вывозят в Россию и за границу жировых товаров. Например, для скупки сливочного масла в Семипалатинске постоянно сидят несколько иностранных комиссионеров. Среди вывозных товаров есть и экзотические. Скажем, экспорт рогов марала в Китай дает неплохие доходы: рога идут по пятнадцать рублей за фунт. Со Степью успешнее других торгуют татары, русские же купцы больше заняты зерном. Плещеев, Безсонов, Красильников, братья Злоказовы скупают хлеб осенью и зимой, а с открытием навигации вывозят в Омск и Тюмень. Но и здесь наследники Садыка Мусина составляют православным достойную конкуренцию. В полицейском отношении город разделен на три участка, Заречная слобода идет отдельно. Криминальная обстановка удовлетворительная. Что творится в Татарской слободе, приставу с полицмейстером неведомо, тамошние жители своих тайн не выдают. Казаки тоже прячут концы. Зато у русских все на виду. Питейные дома, притоны, опиумокурильни, даже двадцать одна официально зарегистрированная проститутка. Окружный суд за год разобрал десять убийств, двадцать пять краж и тринадцать похищений чужого имущества, чаще всего скота. Город стоит на границе двух миров — русского и азиатского. По улицам ходят двугорбые верблюды и ослики. Кочевники в малахаях закупают провиант. Доминанты колоколен перемежаются тут с минаретами мечетей. Крепость давно срыли, вместо земляных бастионов высятся казармы казачьего полка и здание гауптвахты, которое помнит еще прапорщика Достоевского. На левом берегу Иртыша кочуют огромные стада, принадлежащие казахам. На правом русские переселенцы убирают пшеницу. Семипалатинск — столица одноименной области с плотностью населения 0,57 души на квадратную версту. Скачи в любую сторону — везде степь. Правда, сам город окружен сосновым бором, очень редким в здешних местах. Там офицеры охотятся на рябчиков и глухарей. По области разбросаны шестьдесят девять золотых приисков. В прошлом 1906 году на них добыли более тридцати пудов драгоценного металла. В недрах попадаются даже опалы и турмалины. Раскинулась Бельагачская степь, черноземная, но засушливая. Переселенцы пытаются ее распахать. Соли много в озерах. Словом, есть чем прокормиться трудолюбивому человеку… Глава 11. В поисках Алексей Николаевич стукнул в дверь и прошел в комнату сына. Тот сидел за столом и читал какие-то бумаги. Вид у него был невеселый. — Чего хмуришься? — Балашов привез почту из Джаркента, — ответил Николай. — Я запустил тамошние дела, застряв в Семипалатинске. Вот, изучаю новости. На, глянь. Лучше поймешь, чем мы тут занимаемся. Он протянул отцу несколько документов. Тот взял верхний и прочитал вслух: — «Сарты Перемкул Абдрахманов и Кибильджан Маулаккумов изобличены в возбуждении религиозного фанатизма среди жителей Семиреченской области в целях пропаганды панисламистских идей. Министр внутренних дел постановил: воспретить обоим жительство в Туркестанском крае на два года». Ну и что это за меры? Они переберутся сюда, в Степное генерал-губернаторство, и начнут мутить воду в Семипалатинске. Гнать, так сразу за Байкал! — Дальше читай. — «Видный член комитета “Единение и прогресс”, пропагандист идей пантюркизма Мохаммед Рахми-бей выехал из Каира в Россию с русским паспортом на имя Хусейна Керимова. Комитет поручил ему распространить фетву[31], написанную на арабском с переводом на татарский язык, которая убеждает мусульман всего мира отдавать в Бейт-Эль-Мале (министерство финансов халифата) религиозный налог фард-эль-закят. Автор фетвы — бывший главный муфтий Египта Фен-шейх Мохаммед-Абду. Цель поездки — возбудить действенные симпатии российских мусульман к Оттоманской империи как центру мусульманского мира. Приметы Рахми-бея: среднего роста, волосы и глаза черные, небольшие напомаженные усы, бороду бреет, хотя, быть может, в дороге ее и отрастит; немного лысоват. В случае обнаружения на территории Российской империи подлежит немедленному аресту». — Понял? Даже паспорт ему смастерили. Отрастит бороденку и приедет к нам. Здесь найдутся сторонники турецкого султана! — Ты чего такой сердитый, Николка? Люди верят в Аллаха. Они делают свое дело, а ты делай свое. — Да казахов жалко. Они формально сунниты, но к вопросам веры равнодушны. И ленивы, и обряды в кочевой жизни строго исполнять невозможно; например, вместо омовений у них в ходу сухие втирания. Однако нравы меняются. В последнее время агитация фанатиков резко усилилась. Застрельщиками выступают сарты, имеющие секретные связи с религиозными центрами в Турции. Испортят они казахов! Вот, смотри: каждое второе письмо — про исламизм. Шуруют ребята, делают подкоп под русское владычество в Азии. Семипалатинск тоже втянули. В Татарской слободе, в ташкентском квартале прячутся агитаторы. Раздувают огонек, хотят завести в степи законы шариата. Вот сейчас наше правительство организовало сбор денег в пользу македонцев, пострадавших от смуты. Хорошее дело, но тут оно буксует. Потому что сарты на стороне единоверцев-турок, а не жертв-македонцев. Помнишь черновик доклада беглого резидента Каржибаева? Он предлагал своим английским хозяевам проникнуть в подпольную среду и использовать ее в своих целях. Деньги дать. То-то будет давка. — Какая давка? — не понял сыщик. — Между желающими прибрать к рукам подполье. Японцы и турки уже внутри, англичане лезут в дверь. А из-за турецких спин высовываются германские каски с шишаками. — Исламизм и шпионаж рука об руку? Подпоручик протянул коллежскому советнику еще несколько бумаг: