Сын Солнца
Часть 6 из 42 Информация о книге
Поднявшись наверх, я увидел, что тут вовсю кипят работы по постройки храмового комплекса - и прежде всего, естественно, храма Солнца. В стену уже было уложено несколько громадных каменных блоков, рядом лежало и еще несколько. Несколько тысяч индейцев как раз при помощи веревок, катков из толстенных бревен и рычагов тянули к месту стройки один из них. Работа, естественно, продвигалась крайне медленно - малейшая неосторожность, и камень упадет, придавив рабочих. Потом предстоит с помощью каменных молотов из гальки разных размеров - от небольших с куриное яйцо до огромных, размером с футбольный мяч - подогнать этот блок к соседним. В отличие от шлифованных стандартного размера блоков ‘дворцовой’ кладки, здесь применялась совсем другая технология. Чуть дальше как раз другие индейцы при помощи такого же инструмента обрабатывали следующий блок, при этом не рубя, а раскалывая камень, откалывая от него лишние части. Сначала большими ‘молотами’ проводят черновую обработку, затем мелкими создают гладкую поверхность, а под конец мелкими обрабатывают углы. Так и строят. Поинтересовавшись у руководителя работ, я выяснил, что вся эта работа занимает около полумесяца. Еще примерно столько же уходит и на подгонку и установку каменного блока на место.*(22) За несколько лет или - в зависимости от масштабов стройки - десятилетий строят один ‘объект’. Так, например, тот же Саксайуаман ушло почти 80 лет… Внезапно вспомнились многочисленные модные теории современных мне ‘икспертов’, приписывающих все эти постройки всяким сверхцивилизациям прошлого, инопланетянам и так далее - и я лишь усмехнулся. Не было, господа уфологи, никаких инопланетян. И не надо считать индейцев дураками, не способными создать ничего подобного. Не глупее нас люди были. Просто у них развитие цивилизации пошло несколько другим путем. Вот и все дело. И то, что нам кажется невозможным без как каких-то высоких технологий, для них было вполне обыденным. Впрочем, почему-то это вообще стало модой - искать подвох там, где его нет… *** (Тауантинсуйу, Куско. Сентябрь 1527 года) Утром следующего дня мы покинули Ольянтайтамбо, отправившись в дальнейший путь. Ради интереса я побывал и в Мачу-Пикчу, бывшем сейчас еще вполне обитаемым городком. Впрочем, он оказался брошен еще до прихода испанцев. По всей видимости, во время грядущей гражданской войны. Закончив осмотр окрестностей Куско, я решил, что пора отправляться на место будущего металлургического завода. Хоть и интересно было бы посмотреть, что вообще представляет из себя жизнь в Тауантинсуйу, но на это ушел бы чуть ли не год. А времени у меня было в обрез. Поэтому, переночевав в Мачу-Пикчу, я отправился к месту расположения будущего рудника. Поскольку любоваться видами Анд достаточно быстро надоело, я принялся вспоминать все, что мне было известно по металлургии, а в особенности - по огнеупорам. Обычно для строительства доменных печей использовались кирпичи на основе глинозема, который получают из бокситов хлоридным методом. Применялись также карбидокремниевые кирпичи и углеродистые блоки. Но для меня все эти способы не подходят. Раньше (хотя, вернее будет сказать ‘сейчас в Европе’), насколько знаю, для кладки применялись и определенные сорта глины, но в этом я разбирался мало, да и где их искать? В конечном итоге, из доступных вариантов остались лишь кварц и доломит, которые были достаточно распространены. Что хорошо - они годились и для кладки конвертера. Поэтому с них и нужно было начать свои поиски… За тот практически месяц, затраченный на ‘поездку’, я тщательно перерылся в ноутбуке в поиске всей имеющейся там полезной информации, а заодно записал и все, что удалось вытянуть из памяти. Потому путь до места прошел достаточно незаметно. Из всего, что виделось, запомнился лишь единственный случай. Когда мы вошли в один из городков - то, как выяснилось, попали прямо на суд. Поскольку мне стало интересно посмотреть на знаменитое ‘правосудье по-инкски’, то я, не долго думая, отправился на городскую площадь, где как раз проходило это действо. Дело, по которому шло разбирательство, оказалось простым, но относилось к тяжким преступлением. Государственные чиновники инков ежегодно производят перераспределение земель между государством, храмами и крестьянскими общинами, а при необходимости также принимают решения о строительстве новых террас и расширении посевных площадей. Когда ж начинается Месяц Сева - крестьяне начинают обрабатывать их. Кроме них, правда, бывают и небольшие, выделенные за особые заслуги, личные наделы, но они невелики. Тут же один пачака камайок - управляющий ста хозяйствами - решил захапать себе часть общинных земель, заставив при этом крестьян обрабатывать их. В иных условиях, возможно, никто бы ничего и не узнал, но только на его беду в это время в контролируемые им земли прибыл государственный чиновник-проверяющий. Выявив подобное непотребство, он тотчас донес о том в ближайший город - и вороватого чиновника вскоре арестовали. Поклявшись перед богами, предками и Сапа Инкой судить правильно, согласно законам, ‘уча танпак апу’ - судья по тяжким преступлениям - зачитал перед всем народом города обвинение. Затем вызвали нескольких свидетелей - крестьян из тех самых деревень, которые подтвердили слова судьи. - Таким образом, вина доказана, - закончив с опросом свидетелей, подвел итог судья и обратился к обвиняемую, - Что по закону полагается за кражу? - Смерть, - испуганно пролепетал проворовавшийся чиновник. После чего судья заявил, что согласно законам вор приговаривается к смертной казни через повешение, которую немедленно и привели в исполнение. Правосудие у инков было коротким и жестким… И Глава 4. Вскорости инкские солдаты схватили жен и детей Уаскара и отвели их в поселок Кикпай, находившийся вблизи Куско. Там чин администрации северян ‘заявил, что теперь заключенные под стражу должны будут выслушать обвинения, выдвинутые против них. Им разъяснили, почему они оказались приговорены к смерти’. На глазах у Уаскара солдаты начали убивать его жен и дочерей одну за другой. Солдаты вырывали неродившихся младенцев из чрева их матерей и вешали их на их собственной пуповине. ‘К остальным мужчинам и женщинам, взятым под стражу, перед казнью применяли пытку, носящую название ‘чакнак’ (‘бичевание’), - писал испанский летописец Бетансос. - После истязаний их убивали, разбивая им головы на куски боевыми топорами ‘чамби”. *(20) (Тауантинсуйу, Куско. Октябрь 1527 года) И вот мы практически добрались до места. Последний раз переночевав в городе Сикуани - последнем крупном поселении на пути к Ливитаке - мы выдвинулись к месту расположения будущего рудника. Сопровождавшие меня чиновники долго отговаривали меня идти в эти места - и причины вскоре стали ясны. Местность здесь оказалась совершенно дикой и практически неосвоенной. Единственное, что здесь напоминало о близости цивилизации - дороги. Которые, впрочем, по качеству значительно уступали ‘магистральным’. Не было здесь ни постоялых дворов-тамбо, ни даже почтовых станций - редкие путники ночевали в немногочисленных деревнях, расположенных примерно на расстоянии дневного перехода, а почтовое сообщение было слишком редким чтобы содержать множество ничем не занятых гонцов-часки. Если ж возникала необходимость - в роли гонца выступал кто-либо из местных жителей, кто по цепочке передавали сообщения от деревни к деревни пока не достигали ближайшей почтовой станции. Три дня мы двигались по этим местам, ночуя в крестьянских домах - которые, надо сказать, особого впечатления на меня не произвели… Как и везде, представляли из себя они несколько расположенных вокруг общего двора небольших прямоугольных домиков, сложенных из необработанных камней, скрепленных смесью глины и какой-то липкой грязи и покрытой травой ичу, но только сейчас мне удалось увидеть их ‘внутреннее убранство’: все оно состояло из очень низкой - всего несколько сантиметров высотой - с отверстиями, куда ставятся для приготовления пищи горшки, своеобразной ‘ручной мельницы’ для размалывания кукурузных зерен - двух больших камней, плоского и в форме полумесяца, груды горшков в углу и валяющихся шерстяных одеял. И все… Ни полок-ниш, ни скамеек, ни хлопковых матрасов - спали прямо на земле. Немного порадовала лишь относительная чистота - насколько, конечно, это возможно в таких условиях… До деревни Ливитака добрались мы к обеду третьего дня. Но за все то время, что прошло с момента выхода из Куско, я успел тысячу раз проклясть все эти Анды и 16 век… Нет, хорошо было в 21 веке! Сел в автомобиль - и за какие-то сутки добрался от Куско до этой Ливитаки! С нынешним временем ни в какое сравнение не идет! Но раз уж решил прогрессорствовать - то придется потерпеть… Больше легкодоступных из известных мне железорудных месторождений все равно нет… ‘Ты, кажется, когда-то симпатизировал инкам? - ехидно усмехался внутренний голос, - Ну так вот получи, распишись - и делай что хочешь’… Выбежавший встречать нас местный староста, кланяясь и извиняясь за ‘неподходящие для Сына Солнца условия’, предложил временно поселиться в его доме. На вопрос же о том, куда он денется сам, ответил, что пока поживет в соседнем здании - одной из хозяйственных построек. Впрочем, долго засиживаться тут у меня не было никакого желания. Уже на следующий день, взяв проводников из деревни, мы приступили к делу. Примерное место расположение железной руды я нашел достаточно быстро, но нужно было еще отыскать и добыть ее саму. Для чего рабочим было приказано набирать всевозможных камней и все их тащить ко мне. Другая ж их часть сразу приступила к постройке дороги через горы. Нужно было максимально быстро нормально оборудовать дорогу - построить станции гонцов-часки и постоялые дворы-тамбо. Сам же в то время начал искать подходящее место для металлургического завода, но вскоре тут меня постигло разочарование. Хоть буквально в паре километров от рудника протекала речка Ливитака, но для моих целей она была явно маловата. Опросив старосту, я пришел и к еще одному неутешительному выводу - река несудоходна, потому использовать ее для транспортировки можно разве что в разгар сезона дождей, когда уровень реки сильно поднимается. Хотя, даже такой вариант не так уж плох - накапливать руду и при появлении возможности отправлять. Тем более, все равно у инков на рудниках, как правило, лишь летом работают. Ну да при необходимости можно и на ламах доставить - их в Тауантинсуйу много. Когда вернулся ‘домой’ - точнее, в наш лагерь, - поблизости уже лежало множество всевозможных камней, но разбираться с ними сегодня было уже некогда. Так что, отложив все дела на завтра, поел и лег спать. Следующие четыре дня я практически безвылазно пробыл на том же месте, разбираясь в найденных в разных местах камнях. Большинство из них не представляли особого интереса, будучи обычной пустой породой. Точнее, в тот же известняк был очень даже полезен, вот только он много где есть. А пришли-то за совсем другим. И лишь на четвертый день, наконец, улыбнулась удача - попалось несколько камней, притягивающихся друг к другу. А чуть позже попалось и несколько кусков гематита, опознать которые тоже не составило особого труда. А значительное их количество говорило, что это явно не случайная находка. Вызвав руководившего работами амаута-геолога,*(21) разузнал, где были найдены эти камни. К предполагаемому месторождению отправились следующим утром. Рудный выход удалось найти достаточно быстро. На некотором удалении удалось обнаружить и еще один. Добычу здесь можно было начинать в любой момент. Тем не менее, я приказал поиски продолжать. На следующий день присутствовавший в свите жрец провел обряд по обращению к горным богам, в ходе которого просил их отдать людям свои богатства. Как это и было принято у инков, в честь этого принесли в жертву несколько лам и множество продуктов и одежды. После чего, вооружившись бронзовыми ломами, новоиспеченные ‘шахтеры’ приступили к добыче. Пробыв на месте еще неделю, за которую удалось найти еще пару рудных выходов, я решил отправиться дальше. Добыча шла вполне успешно, и я уже мог быть уверенным, что Тауантинсуйу без железа не останется. Но для того, чтобы это стало реальностью, сделать предстояло еще многое… Когда мы возвращались в Сикуани, в горах уже вовсю кипели работы по оборудованию нормальной дороги. В деревнях многочисленные рабочие уже заготовили места для строительства тамбо, а каждые поллиги (2,8 км) уже стояли почтовые станции, пока представляющие из себя лишь временные навесы, под которыми могли заночевать гонцы-часки. Но пройдет еще немного времени - и к месторождению проляжет нормальная, оборудованная по всем инкским стандартам дорога… Хотя, я понимал, что это будет лишь временное решение. *** (Тауантинсуйу, Куско. Ноябрь-декабрь 1527 года) Закончив с поиском руды, я отправился обратно в Куско. Одно дело закончено - теперь нужно приступать к следующему. Искать место и строить металлургический завод, решать вопросы с порохом, оружием и т.д. Тем более, через полтора месяца будет зимнее солнцестояние, означающее начало нового года. И если на других праздниках Сапа Инку вполне может заменить губернатор Куско (который, кроме того, исполняет функции Сапа Инки во время его разъездов по стране), то тут все было куда важнее. Считалось, что если сам Сапа Инка не присутствует на празднике, то новый год принесет несчастья стране. Потому я направился напрямую в столицу. В обозе же у нас, помимо всего прочего, шли ламы, везущие уже добытую железную руду. По дороге же я чтобы не терять впустую время, мысленно сожалея, что так и не успел в свое время выучить кечуа, пытался создать письменность. За основу после недолгих разрешений размышлений решил взять латинский алфавит. По крайней мере, он достаточно универсален и позволит легче изучать другие языки. Русский же алфавит мало того, что не особо распространен, так и не существует он пока в знакомом мне виде. Задумался было и над вопросом о правилах написания, но быстро забросил это дело. Лингвист из меня все равно никакой, так что пусть лучше этим местные занимаются сами. Так что, записав для каждого звука соотношение из одной или нескольких букв, решил на том и остановиться. Обойдусь пока чисто фонетическим письмом. По пути в Куско также рассказал ‘геологам’ все, что знал про железные руды, их поиск и добычу и рассказал про месторождения Маркона и Колькемарка, обещав сделать их ‘инками по привилегии’ если они смогут их найти.