Учебник для сестер милосердия
Часть 6 из 7 Информация о книге
Саша Серебровская – дочь известного советского биолога A.C. Серебровского – перед войной окончила Московский университет, работала в нем на кафедре генетики. В начале войны после обучения на курсах медсестер добровольцем ушла в армию. Осенью 1941 г. девушка была направлена в осажденный Ленинград. Зимой 1942–1943 гг. A.A. Серебровская служила санинструктором (медсестрой) в батальоне автоматчиков морской бригады, которая держала оборону на льду Финского залива в районе г. Ораниенбаума. Во время боев ей приходилось оказывать медицинскую помощь бойцам под непрерывным артиллерийским обстрелом. Летом 1943 г., после прорыва блокады Ленинграда, бригада морской пехоты готовилась к десантным операциям. A.A. Серебровская вместе с пехотинцами совершила несколько прыжков с парашютом. Наступление на Ленинградском фронте началось 18 января 1944 г. Десантные корабли вышли в море и участвовали в штурме ряда городов на побережье Балтийского моря. При высадке десанта 26 апреля 1945 г. в районе г. Пилай (ныне – г. Балтийск) Саша Серебровская была в рядах штурмовавших город, шла в атаку по пояс в ледяной воде. На берегу, когда она оказывала помощь раненому, осколком разорвавшейся мины была смертельно ранена. Моряки похоронили ее на высоком холме, могилу обнесли стальной цепью, снятой с боевого корабля. В г. Балтийске улица Нижняя была переименована в честь Саши Серебровской. Посмертно Саша была награждена орденом Отечественной войны I степени. Во время исторической Сталинградской битвы сержант медицинской службы В. Кащеева самоотверженно, без сна и отдыха, оказывала помощь раненым, отправляла их на другой берег. Она была награждена орденом Красной Звезды, а позднее за героизм и отвагу при оказании помощи раненым во время форсирования Днепра получила звание Героя Советского Союза. Когда начались уличные бои в городе, 3 тыс. жительниц города стали санитарками и связистками. В. Пахомова оказала помощь более чем 100 раненым, вынесла их с поля боя. Л. Нестеренко делала перевязки раненым гвардейцам, когда была ранена сама. Истекая кровью, она умерла с бинтом в руке возле раненого. Нельзя забыть и о подвиге санитарки Натальи Качуевской. Она находилась в стрелковой роте, ведущей бой. После 12-часового боя было уже 20 раненых. Всех их вместе с оружием вынесла с поля боя хрупкая на вид девятнадцатилетняя девушка. По пути в медсанбат она заметила группу гитлеровских автоматчиков, оставшихся в нашем тылу. Наташа перенесла всех раненых из повозки в блиндаж, а сама, вооружившись винтовкой и гранатами, укрылась рядом. Когда враги окружили блиндаж, девушка меткими выстрелами убила двух гитлеровцев, но и сама была смертельно ранена. Однако, собрав последние силы, она вставила запалы в несколько гранат и подорвала их в тот момент, когда фашисты подходили к ней. В боях за Сталинград мужество и героизм проявили сандружинницы Т. Кузнецова, Е. Разумовская, Е. Юричева, А. Бычко, Т. Белова, К. Саленко и многие другие. В первые же дни войны в Ленинграде тысячи женщин и девушек, имеющих медицинское образование, были направлены в госпитали, медсанбаты, на фронт. Организациями Красного Креста была развернута широкая сеть курсов медсестер, учебных дружин и кружков «Будь готов к санитарной обороне». Только за вторую половину 1941 г. были подготовлены более 6,2 тыс. медсестер и около 10 тыс. сандружинниц. В кружках по оказанию первой помощи обучены 370 тыс. человек. Подготовка медицинских сестер в Ленинграде не прекращалась и во время блокады. В городе была сохранена и функционировала сеть медицинских училищ и курсов, в которых подготовка медицинских сестер проводилась по нескольким направлениям: первичное обучение, повышение квалификации, переквалификация санитаров, экстернатура для лиц с незаконченным средним образованием. В тяжелую блокадную зиму 1941–1942 гг. мобилизация молодежи на фронт и эвакуация жителей привели к тому, что из 19 медицинских школ осталось 11. В 1942 г. медицинские школы выпустили 960 медицинских сестер, в основном после шестимесячного обучения. В начале 1942 г. в Ленинграде было организовано еще 68 групп подготовки медсестер Общества Красного Креста, в которых без отрыва от производства обучались около 2 тыс. человек. В ряде крупных больниц были открыты на правах филиалов медицинских школ курсы повышения квалификации медсестер. Многие медицинские сестры призывались в действующую армию. На фронте они работали в качестве санитарных инструкторов рот, в полковых и дивизионных медицинских пунктах и госпиталях. Здесь медицинские сестры проявляли исключительную сердечность по отношению к раненым и больным, готовность отдать все силы и даже жизнь при выполнении своих обязанностей. Судьбы и подвиги многих сестер сходны. Все они на полях сражений и в мирные дни, не щадя себя, стремились облегчить страдания человека, главным в их жизни было человеколюбие. К 1995 г. Международный комитет Красного Креста наградил 46 женщин нашей страны медалью имени Флоренс Найтингейл. Эта медаль присуждается медицинским сестрам за исключительную преданность своему делу и храбрость при оказании помощи раненым и больным как в военное, так и в мирное время. Впервые Советский Красный Крест выдвинул кандидатуры для награждения медалью Ф. Найтингейл в 1961 г. Тогда медаль была присуждена двум участницам Великой Отечественной войны: гвардии подполковнику танковых войск, писательнице, Герою Советского Союза, москвичке Ирине Николаевне Левченко и хирургической сестре, председателю первичной организации Красного Креста на ленинградской фабрике «Скороход» Лидии Филипповне Савченко. В 1965 г. этой медалью была награждена санитарка, Герой Советского Союза Зинаида Михайловна Тусналобова-Марченко. И далее каждые 2 года медали получали от 3 до 6 советских женщин. В 1975 г. работница лесотарного комбината, бывшая сандружинница, Вера Ивановна Иванова-Щеки-на также была удостоена медали Флоренс Найтингейл. В первый же день войны семнадцатилетняя Вера Щекина пришла в военкомат с просьбой отправить ее на фронт и услышала: «Нужны сандружинницы, пойдешь учиться на курсы». А когда Вера окончила курсы, в военкомате сказали: «Фронт теперь здесь, в Ленинграде». И молодая сандружинница стала работать в госпитале. Все свои силы и умение, нежность, заботу и внимание она отдавала бойцам, чтобы облегчить их страдания. А в сентябре 1941 г. Веру Щекину назначили командиром санитарной дружины и поручили обход квартир жителей в своем микрорайоне. В обязанность сандружинниц входили выявление больных и ослабленных и доставка их в больницу. Однажды, обходя разрушенный дом, она увидела лежащую женщину, подошла ближе, пощупала пульс – мертва. Вера хотела уже идти дальше, как вдруг заметила – что-то зашевелилось под женщиной. Ребенок! Мать намеренно заслонила его от осколков! Вера отнесла девочку в детский приемник. Принимая ребенка, няня спросила: «Как тебя зовут?» Девочка ответила: «Маринка». Фамилии своей спасенная девочка не знала. Нянечка, подумав, сказала: «Будешь Щекиной». Было обычное дежурство. Вера Щекина шла, внимательно вглядываясь по сторонам. Вот у большого серого дома остановился старик. Прислонился к стене – нет сил двигаться дальше. Девушка подошла к нему, взяла его под руку и помогла дойти до квартиры. Вышла на улицу и увидела на мостовой лежащего ребенка. Стала тормошить его – живой! От радости сил прибавилось. Скорее в детский приемник. Там спросили у нее: «Как зовут девочку?» Вера не знала. Дежурная сказала: «Значит будет Вера, и опять Щекина. Всем безымянным малышам даем твои имя и фамилию, а если мальчик – имя и фамилию твоего отца». Об отважной семнадцатилетней санитарной дружиннице распространялась добрая слава. За годы блокады вместе со своими подругами она оказала помощь почти 500 нуждающимся. Только в детские приемники было сдано более 50 детей, спасенных ею из пустующих квартир и разрушенных зданий. Валерия Гнаровская, жительница Ленинградской области, в 1942 г. в возрасте 18 лет добилась добровольной отправки на фронт и служила санинструктором. Во время боевых действий спасла жизнь более 300 раненым рядовым и офицерам, оказав им вовремя медицинскую помощь. Только в одном из боев она вынесла с поля боя 47 раненых вместе с их оружием. 23 сентября 1943 г. немецкие танки «тигр» прорвали оборону советских войск, пошли в направлении части, где служила Гнаровская, и приблизились к штабу группы полка и группе раненых, ожидавших эвакуации. Когда танки были в 50–60 метрах от раненых и штаба полка, Валерия схватила связку гранат, поднялась во весь рост и бросилась под гусеницы вражеского танка. Раздался взрыв, и «тигр» был уничтожен. Второй танк был подбит из противотанкового ружья, остальные повернули обратно. Атака врага была отбита, раненые спасены. 3 июля 1944 г. В.О. Гнаровской было присвоено звание Героя Советского Союза. Многие санитары и санитарные инструкторы были удостоены высшей солдатской награды – ордена Славы, которым награждались только лица рядового и сержантского состава. Орденами Славы всех трех степеней были награждены 18 медицинских работников и среди них одна женщина – санинструктор Матрена Семеновна Нечипорчукова-Ноздрачева. Хронология ее подвигов такова. В августе 1944 г. за 2 дня боев она оказала помощь 26 раненым; под огнем противника, рискуя жизнью, вынесла в безопасное место раненого офицера и эвакуировала его в тыл. За эти подвиги она была удостоена ордена Славы III степени. Орденом Славы II степени Матрена Семеновна была награждена за спасение жизни раненым зимой 1945 г. Двое суток она охраняла более 30 раненых, кормила и поила их, делала перевязки и лишь на третий день эвакуировала в госпиталь. 24 апреля 1945 г. М.С. Нечипорчукова-Ноздрачева была награждена орденом Славы I степени за бесстрашие, проявленное ею на поле боя при спасении под обстрелом противника 78 раненых бойцов и офицеров. Во время боев за Берлин, действуя непосредственно в рядах наступающих, она оказывала помощь раненым. При форсировании реки Шпрее в Берлине она вместе с бойцами переправилась по штурмовому мосту на другой берег и под обстрелом оказывала помощь раненым. Даже получив ранение, она продолжала выполнять свой долг. Опыт Великой Отечественной войны, как и Крымской войны, еще раз показал, что медицинские сестры в интересах больных и раненых выполняли ряд врачебных функций. Они доказали, что могут работать самостоятельно, особенно при проведении профилактических, противоэпидемических и реабилитационных мероприятий. Медицинские сестры находились ближе к больным и раненым, именно они чаще находились на поле боя. Поэтому не случайно среди медицинских работников, удостоенных высшей правительственной награды – звания Героя Советского Союза – было больше медицинских сестер, чем врачей. Современный этап, «послесоветский» Это этап восстановления содержания и целей сестричеств, альтернативных форм церковно-медицинской помощи под омофором Русской Православной Церкви. Современный этап начался с бурного возобновления организации братств, сестричеств, роста их численного состава, распределения по больницам и формам деятельности. К 1998 г. началось некое «затихание» или упадок сестрического движения. Произошла смена поколений, смена идеологических взглядов, резко изменились жизненные приоритеты. К 2001–2002 гг. опору сестричеств милосердия составляют христианки 35-45-летнего возраста, молодежи мало; на смену приходят также женщины зрелого возраста, много знающие, но часто исчерпавшие себя физически. Стоит задача привлечения молодежи в сестричество. В 2003–2004 гг. прослеживается процесс объединения региональных общин сестер милосердия в ассоциации. Создание сестричеств наиболее активно идет в крупных городах, имеющих большое количество государственных медицинских и медико-социальных учреждений. Сестричества и группы милосердия г. Москвы Марфо-Мариинская Обитель милосердия восстанавливается с 1992 г. и является правопреемницей закрытой в 1926 г. знаменитой Обители, настоятельницей которой была вплоть до своей гибели в 1918 г. преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. Обитель действует на правах подворья Патриарха Московского и всея Руси. Одно из основных мест медицинского служения Обители (но не единственное) – это НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского (преимущественно ожоговое и травматологическое отделения). Обитель ведет патронажную деятельность, имеет лечебницу – учреждение амбулаторно-поликлинического типа. В настоящее время она насчитывает около 100 сестер. Свято-Димитриевское сестричество милосердия создано в 1991 г., действует при храме благоверного царевича Димитрия. Храм находится при городской клинической больнице № 1, где и служат сестры (преимущественно в женском неврологическом отделении). Ведется также патронажная работа. Сестричество насчитывает около 50 сестер и около 20 испытуемых. При храме благоверного царевича Димитрия с 1992 г. действует Свято-Димитриевское училище сестер милосердия. Это православное медицинское образовательное учреждение, подчиняющееся тем не менее Комитету здравоохранения Москвы. По окончании учащиеся получают дипломы государственного образца по специальности «сестринское дело». Важно отметить, что в программу обучения включен предмет «духовные основы милосердия». Сестричество во имя преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы было образовано в 1992 г., действует при храме святителя Митрофана, епископа Воронежского и работает в городской клинической больнице № 50 (в 1-м неврологическом отделении). Действует также патронажная служба. Сейчас в сестричестве около 70 сестер. Община сестер милосердия во имя Казанской иконы Божией Матери действует при подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря с 1995 г. Место служения – НИИ нейрохирургии им. H.H. Бурденко РАМН. Насчитывает около 40 сестер. Сестричество милосердия во имя святителя Петра, митрополита Московского действует при храме Воскресения Словущего (апостола Филиппа) на Арбате. Образованно в 1997 г., осуществляет свою деятельность в ГКБ № 51 (в неврологическом и хирургическом отделениях). В нем состоит 30–40 сестер. Сестричество милосердия во имя равноапостольной Марии Магдалины действует при Богоявленском кафедральном соборе. Создано в 1992 г., осуществляет деятельность в ГКБ № 6, насчитывает около 20 человек. Сестричество милосердия во имя архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) основано при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на 3-й Мещанской с каменной оградой, трудится в Московском областном научно-исследовательском клиническом институте им. М.Ф. Владимирского с 1997 г. Группа милосердия (без названия) при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в с. Федосьино (Солнцево) оказывает помощь в травматологическом отделении городской больницы № 17 с 1996 г. Группа милосердия (без названия) при храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском представляет собой по сути патронажную службу, которая обслуживает больных на дому, не будучи связанной с каким-либо ЛПУ. Группа милосердия (без названия) при храме святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе трудится в учреждении социальной защиты – в пансионате ветеранов труда № 6. Сестричество (группа) милосердия при храме Воскресения Христова в Сокольниках также действует в учреждениях социальной защиты. Вопрос о наименовании сестер диаконисами не ставится, подготовка к иноческому постригу не входит в основное русло духовной жизни сестричеств. Исследование А.Е. Черкасовой показало, что лишь около 10 % имеющихся связей с ЛПУ подкрепляется формальными двусторонними договорными отношениями. Во всех остальных случаях контакты строятся на основе устных соглашений. Деятельность служб милосердия чаще основывается на договорах с медицинскими организациями: такой практике следуют 4 крупных сестричества из приведенного перечня. В Санкт-Петербурге в настоящее время наиболее активно действуют 6 сестричеств. Покровское сестричество входит в состав Братства св. вмч. Анастасии Узорешительницы, которое возникло в 1992 г. с целью оказания помощи больным Покровской больницы и заключенным исправительно-трудовой колонии в пос. Горелово. Братство насчитывает более 60 человек и ведет благотворительную работу по множеству направлений. Община, включающая 40 сестер, осуществляет уход за тяжелобольными в Покровской (хирургическое и травматологическое отделения), Мариинской (терапевтическое, эндокринное, неврологическое отделения) и Детской инфекционной больнице № 3. Действует патронажная группа, опекающая около 30 тяжелобольных на дому. В ведении Братства находится также «Покровская обитель» – приют престарелых пациентов, реабилитационные центры для несовершеннолетних Новгородской области (совместно с муниципальным центром «Дом милосердия») и для заключенных в Псковской области и другие социальные программы. Начальную медицинскую подготовку сестры и братья милосердия получают на шестимесячных курсах в медицинском училище № 6. В этом же училище существует 3-летний курс по подготовке квалифицированной медицинской сестры, открытый совместными усилиями Санкт-Петербургской епархии и Комитета по здравоохранению. Наряду со специальными медицинскими предметами учащимся преподают духовные дисциплины. Сестричество св. мц. Татианы начало формироваться в 1993 г. из прихожан храма св. вмч. и целителя Пантелеймона при больнице им. Л.Г. Соколова (МСЧ № 122). На базе этой больницы были организованы специальные курсы для подготовки младшего медицинского персонала, первый выпуск которых (20 человек) состоялся в декабре 1994 г. 25 января 1997 г., в день празднования памяти св. мц. Татианы, началось посвящение в сестры милосердия членов общины по специальному чинопоследованию. Сестричество оказывает медико-социальную помощь больным в городских больницах, богодельнях, на дому. В 2004 г. в сестричестве насчитывалось 102 сестры, из них около 50 сестер, служащих в следующих городских больницах: ЦМСЧ-122, Областная клиническая больница, клиническая больница Российской Академии Наук, Санкт-Петербургский Государственный Медицинский Университет им. И.П. Павлова, детский дом № 9, детская больница св. Кн. Ольги для детей с ДЦП, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Вредена. Строится больничный храм на проспекте Культуры, 4-а, где планируется создать центр сестринского служения в северной части города. К настоящему времени в нем сложилось 3 группы сестер: посвященные сестры милосердия, среди которых есть и врачи; помощницы сестер милосердия; добровольно помогающие. Многие сестры прошли профессиональную подготовку на Епархиальных курсах сестер милосердия при медицинском училище № 6. Активно работают в сестричестве врачи, сестры-педагоги, певчие сестры и цветоводы, трапезные сестры, швейные сестры, развивается катехизаторское служение, осуществляется помощь в работе диспетчерской Душепопечительского центра. На данный момент в сестричестве св. мч. Татианы окончательно сложились три формы сестрического служения. Отделение «Красного Креста» – такое структурное подразделение сестричества, которое объединяет сестер, служащих больным людям, как в государственных, так и в альтернативных медицинских учреждениях. Наиболее распространенными формами служения сестер «Красного креста» являются разнообразные услуги в больницах, в богодельнях и на дому. Чаще всего здесь требуется оказание младшей медицинской помощи по уходу. Данное подразделение возглавляет врач. Отделение «Синего Креста» – исторически сложившееся как движение помощи больным и бедным детям. На базе детского дома № 9 воссоздан дореволюционный опыт подобного служения. Движение «синего креста» возглавляет сестра, имеющая высшее педагогическое и высшее церковно-педагогическое образование. Сестры «синего креста» могут работать как в государственных, так и в негосударственных воспитательных учреждениях. Отделение «Желтого Креста» – это вновь образованное отделение, не существовавшее в дореволюционный период, созданное как особая форма оказания социальной помощи нетрудоспособным гражданам, исповедующим православное мировоззрение. Социальное отделение «желтого креста» было сформировано для помощи одиноким, престарелым, заболевшим прихожанам. Его возглавляет сестра, получившая высшее образование по этой специальности, имеющая большой стаж работы в государственных социальных учреждениях. Сестричество св. прмц. Елизаветы Феодоровны в Хосписе № 1. Сестричество возникло в ноябре 1994 г. по благословению митрополита Ладожского и Петербургского Иоанна. Община сформировалась из числа верующих сотрудников хосписа разных специальностей, которые руководствуются словами своей святой покровительницы Великой княгини Елизаветы Феодоровны: «Безнравственно утешать умирающих ложной надеждой на выздоровление, лучше помочь им по-христиански перейти в вечность». Хоспис для онкологических больных расположен в пос. Лахта в пригороде Санкт-Петербурга. В настоящее время сестричество составляют 16 посвященных братьев и сестер милосердия, а также 42 волонтера. Духовное руководство общиной осуществляет протоиерей Георгий Артемьев. Сестры проводят духовные беседы, помогают подготовиться к христианской кончине, оказывают моральную поддержку не только самим больным, но и членам их семей. Благодаря служению сестер пациенты хосписа имеют возможность участвовать в церковной жизни и приобщаться церковным Таинствам. При необходимости специалисты сестричества решают и социально-правовые проблемы больных. Ряд сестер работает в штате хосписа. Одновременно реализуются проекты, тесно сопряженные с упомянутой деятельностью. Сюда входит создание социально-профилактического комплекса для детей и подростков, оставшихся без попечения родителей или родители которых смертельно больны раком и являются пациентами хосписа. В дневном стационаре получают психологическую и духовную помощь дети, перенесшие тяжелую утрату, связанную со смертью близкого им человека. Период опеки над детьми составляет до нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от социальной ситуации семьи и проблем ребенка. Для более успешного решения задачи заключен договор с Комплексным центром социального обслуживания населения Приморского района о совместной деятельности по этой программе. Члены сестричества и волонтеры, профессионально работающие с детьми, являются штатными сотрудниками центра. Отслеживается состояние здоровья детей, организуется их досуг, проводятся культурно-массовые и спортивные мероприятия. Действуют спортивные и оздоровительные лагеря. Кроме того, открылась социальная гостиница с временным ночным пребыванием детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. По этой программе сестричества опекается около 40 детей. В другом районе Санкт-Петербурга, Калининском, сестричество осуществляет масштабный проект по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушения среди несовершеннолетних на базе государственного УПК. Производственная база создана во многом за счет церковных ресурсов. Центр обеспечивает трудовую занятость, обучение и досуг около 80 подростков. Работа ведется на основе договора о совместной деятельности с реабилитационным центром Калининского района, в штате которого работают 3 сестры. В сестричестве также развивается программа реабилитации сестер милосердия, волонтеров и персонала хосписа, работающих с умирающими онкологическими больными. Здесь предусматриваются паломнические поездки в монастыри, участие сотрудников в совместных богослужениях, церковных праздниках. Начато обустройство загородной базы отдыха сестер в Псковской области. Сестричество сев. Царственных мучеников образовано в 1998 г. Находится при приходе прп. Серафима Саровского в пос. Графское (п. Песочный) под Санкт-Петербургом. В сестричестве 11 сестер, 2 из которых обетные, и 2 добровольных помощника (врачи). Около 7 человек живут в «Обители Веры и Милосердия» при приходе. Окормляют институт онкологии им. H.H. Петрова и Центральный научно-исследовательский институт радиоизотопных исследований. Специализируются на помощи онкологическим больным указанных институтов, осуществляют патронаж в социальном доме (уход и оказание необходимой медпомощи старушкам). Сестричество св. царицы Елены при МАЛО образовано в 1999 г. Сестричество, состоящее из небольшого количества сестер (7 человек), оказывает, в основном, духовную поддержку больным. Сестричество св. прмц. Елизаветы и св. ин. Варвары образовано в 2000 г. В 2004 г. около 30 сестер подвизаются в 1-й городской детской больнице, больнице № 15 и детском приюте. Образованы группы милосердия при Окружном клиническом военном госпитале, больнице св. Евгении, Леушинском подворье, приходе прп. Серафима Вырицкого. Функционирует школа сестер милосердия на базе Медицинского училища № 6. Обучение 6 месяцев, диплом младшей медсестры. Подобные сестричества создаются в различных городах современной России: Кемерово, Новосибирске, Архангельске, Ростове-на-Дону, Ново-Кузнецке и др. Точно статистики не существует, по приблизительным данным в 2003 г. – 35 сестричеств. Объединения сестер милосердия в общины могут называться по-разному. Как считает руководитель медицинского отдела ОЦБСС Московского Патриархата А.Е. Черкасова, 2001, проводившая исследование деятельности современных сестричеств милосердия г. Москвы, смысловой разницы между понятиями «община сестер милосердия» и «сестричество милосердия» не выявляется. Группу милосердия она характеризует как небольшую и юридически не обособленную структуру, состоящую из 10–20 человек, действующую при конкретном храме, управляемую священнослужителем и занимающуюся оказанием санитарной помощи в стационарном учреждении здравоохранения. Группу милосердия отличают от родственных понятий «община сестер милосердия» и «сестричество милосердия» меньший масштаб медицинской деятельности, меньшая четкость структуры, меньшая степень обособленности от прихода конкретного храма. В сестричествах милосердия духовное окормление присутствует, причем, в отличие от дореволюционного времени, не сестричество выбирает себе в штат священника, а священник создает сестричество при своем храме. Историческим итогом сестринского дела XVIII – начала XXI вв. следует считать разделение таких понятий как «медицинская сестра» и «сестра милосердия». Первой можно стать за 3–4 года обучения, получив соответствующий государственный диплом и сертификат и занять определенное место в штатном расписании больницы. Чтобы стать сестрой милосердия этого мало. Еще необходимо стать нравственным и глубоко верующим человеком. В заключение можно сказать, что первое десятилетие XXI века пройдет в активном сестрическом служении, наборе опыта в новых условиях времени и реальности, существенно отличающихся от дореволюционных. Опыт войн в Афганистане и Чечне выявил некоторые изменения в роли и месте медицинских сестер и сестер милосердия. В последних локальных войнах сестры не находились непосредственно в зоне боевых действий, а несли свое послушание на конечных этапах медицинской эвакуации в специализированных многопрофильных армейских госпиталях. Изменился характер боевой травмы. Если во время Первой мировой и Великой Отечественной войн преобладали ранения головы и верхней части туловища в связи с ее окопным характером, то для последних локальных войн было характерно увеличение и преобладание минно-взрывных травм с отрывом или тяжелым повреждением нижних конечностей и сопутствующим тяжелым контузионным синдромом. Увеличение числа искалеченных и душевнонеокрепших инвалидизированных молодых людей, непризнание обществом подвига этих людей, бесконтрольное доступное использование ими легких и средних наркотических средств приводит их в настоящее время в состояние тяжелой душевной деформации. Это накладывает соответствующий отпечаток на современный милосердный сестринский уход за ранеными, что подтверждает опыт работы общины сестер милосердия в Северо-Кавказском Окружном военном клиническом госпитале в Ростове-на-Дону. Организационные аспекты деятельности сестричеств подверглись изменениям с прошлого века. Большинство ныне действующих общин не имеет вида монастырей в миру. Их деятельность обычно осуществляется в государственных ЛПУ или, реже, в учреждениях социальной защиты, в которых сестры подчиняются распорядку и правилам соответствующих организаций. Качество и объем медицинских знаний возрос: сестры милосердия учатся на государственных курсах и получают дипломы государственного образца. Пребывание в сестричестве милосердия становится для многих сестер путем воцерковления. Места труда современных сестер милосердия: альтернативные медучреждения (религиозные приюты, хосписы, богадельни и т. д.), патронажные альтернативные структуры, государственные медучреждения: а) в штате госучреждения; б) вне штата госучреждения на лечебных отделениях в свободное от своей основной работы время; в) в штате собственно сестричеств милосердия. Объем труда в том или ином месте служения сестричества зависит от конкретной специфики лечебного учреждения, численности сестричества и взаимоотношений с администрацией ЛПУ, определяющей нуждаемость ЛПУ в помощи сестер милосердия. Уровень системы организации и качество знаний достаточно высоки. Так как современное общество разнородно по своему составу, отношение общественности к служению сестер милосердия неоднозначно: от самого положительного до крайне отрицательного. 2. Духовные аспекты милосердного сестринского служения 2.1. Общебогословские аспекты служения женщин в Церкви[36] У женщины есть свой способ существования. У нее есть свойственные ей интуиция, свой способ суждения, свой мир идей, своя манера созидать, свое отношение к себе и другим. В религиозных предпосылках и корнях следует искать истоки женской тайны.