Верь мне
Часть 22 из 74 Информация о книге
– Вы ведь были приемным ребенком, не так ли? – Верно, – подтверждаю я, удивляясь, откуда она это знает. – Вы хорошо ладили со своей приемной семьей? – С семьями. Во множественном числе. Они не хотели, чтобы мы слишком привыкали к новому дому. Так что мой ответ: «Не слишком хорошо». Доктор ждет, когда я продолжу говорить. – Вот возьмем даже ту семью, в которой я провела больше всего времени, – наконец говорю я. – Джули и Гэри. Джули работала менеджером в службе здравоохранения. Гэри работал в отделе маркетинга. Со стороны они выглядели счастливой семьей… по крайней мере, когда рядом были социальные работники. Мне было лет одиннадцать, когда я поняла, что Джули и Гэри друг друга недолюбливают, но чересчур привязались друг к другу. Если они разведутся, то потеряют дополнительный бизнес – приемное родительство, десять тысяч фунтов на ребенка в год без учета налогов. Так они и боролись друг с другом, изображая, что в их семье все в порядке. Я замолкаю. – Продолжайте, – тихо говорит доктор Лэтэм. – Примерно через год я впервые заметила, что Гэри смотрит на меня как-то по-другому. Если я сталкивалась с ним, выходя из ванной, он улыбался, как будто у нас был какой-то общий секрет. Однажды я порезала ногу и помню, как он проводил руками вверх и вниз по ней, чтобы посмотреть, насколько все плохо. Иногда он гладил меня по спине… Сначала мне это нравилось. Я имею в виду, это ведь лучше полного игнорирования, верно? Наконец-то у меня появилось что-то, что заставило его обратить на меня внимание – что-то, чего не было у его жены. Прошло некоторое время, прежде чем я поняла, о чем именно шла речь. Он никогда не совершал ничего противозаконного. Во всяком случае, ничего серьезного. Просто несколько раз лапал меня, когда я совершала ошибку – оставалась с ним наедине. Меня не удивило, когда Джули в конце концов его выгнала, и Гэри сбежал с женщиной с его работы. Доктор Лэтэм кивает. – А работа, которую вы проделывали для той юридической фирмы? Что вы чувствовали тогда? – спрашивает доктор, и я понимаю, что для нее это весьма важный вопрос. Я делаю удивленное лицо: – Это была дерьмовая работа, которая оплачивала мою аренду. – И все, Клэр? – Послушайте, – говорю я, немало раздраженная ее настойчивостью. – Эти женщины думали, что если я могу так легко обольстить их мужей, то они не стоят того, чтобы жить с ними, но реальность такова, что любой другой мужчина на их месте поступил бы так же. Таковы мужчины. – Думаю, это довольно циничная точка зрения. Может, женщины просто хотели доверять своим партнерам? – Тогда они и должны доверять им, не проверяя на вшивость. Мужчина думает членом. Смиритесь с этим. – Любой мужчина, Клэр? – тихо спрашивает доктор Лэтэм. – Или мужчины, похожие на вашего приемного отца? Я смотрю на врача. Я наконец-то поняла, к чему она клонит. Я Моя работа… По вашему мнению, я просто разыгрываю историю своего детства? Я чувствую, как на глаза наворачиваются слезы. Я Я разрушаю чужие семьи, точно так же, как была разрушена моя. Наказываю этих людей, потому что в детстве рядом со мной никого не было. У меня не было любящего отца. В моей жизни главенствовал лишь какой-то скользкий извращенец, желавший меня пощупать. Слеза капает мне на щеку. Я смахиваю ее. Кэтрин Лэтэм поднимает руки и, к моему удивлению, медленно и сардонически аплодирует. – Очень хорошо, Клэр. Конечно, все это – фрейдистская чушь, но я по-настоящему впечатлена тем, как вы восприняли мое предложение и воспользовались им, а слезы – приятный бонус. Доктор бросает мне пачку салфеток и что-то помечает в блокноте. – Давайте-ка перейдем к вашей сексуальной жизни. Полагаю, разговор о ней займет некоторое время. Наконец мы снова в комнате с детективом Дурбаном, и он выжидающе смотрит на доктора Лэтэм. – Итак, – деловито говорит доктор, – она не уверена в себе, импульсивна, эмоционально хрупка и не сдержанна, не может справиться с отказом и, хотя с большим трудом пытается это скрыть, все равно жаждет одобрения как наркоман, страстно желающий получить дозу. Что я могу сказать, Фрэнк? Она – актриса. С другой стороны, это быстрая, наблюдательная, талантливая и храбрая девушка. Вопреки моему здравому смыслу, я думаю, в данном случае нам действительно стоит попробовать. 19 Она ведет меня в конференц-зал, расположенный в том же здании. Он все еще завален старыми кабелями от кого-то из прежних хозяев. – Двенадцать лет назад Патрика Фоглера допрашивали в связи с исчезновением Констанс Джонс, проститутки. Доктор Лэтэм выводит на экран фотографию молодой чернокожей женщины. Женщина с вызовом смотрит в камеру. Я понимаю, что это полицейский снимок. – Ее видели садящейся в машину, похожую на машину Фоглера, но свидетель не располагал номерным знаком, и отсутствовали какие-либо улики. Констанс так и не нашли. Патрик заявил о своей невиновности, и никаких обвинений предъявлено ему не было. Она меняет картинку. Еще один снимок. – Четыре года спустя тело другой проститутки было найдено в пустом доме недалеко от университета в Массачусетсе, где преподавал Фоглер. Оно было обезглавлено. Голова и тело были размещены отдельно друг от друга. Опять же, не было ничего конкретного, что связывало бы Патрика с этим преступлением. – Ну, если нет никакой связи… – говорю я. Доктор Лэтэм поднимает палец. – Кроме одного момента, настолько тонкого и косвенного, что он никогда не мог быть использован в суде. Она протягивает мне книгу, и я сразу узнаю томик, который дал мне Патрик. «Цветы зла», перевод Патрика Фоглера. – Страница пятьдесят шесть, – говорит мне доктор Лэтэм. – Прочтите вслух, пожалуйста. Озадаченная, я выполняю ее просьбу. Я Лежит безглавый труп. Подушки омывает Кровь красная живой струей, Как бы ручей; ее материя впивает, Как почва, с жадностью большой. Как страшным сумраком рожденные виденья, К чьей бледности наш взор влеком, С косою черною и с ношей украшений Лежит на столике ночном… На ложе голый труп, забыв закон приличья, В распутстве полном, обнажил Красу жестокую и тайное величье, Что в дар от рока получил…[9] Я резко останавливаюсь. Теперь я понимаю, почему доктор попросила меня прочитать именно это стихотворение. Безглавый труп… Я слышу щелчок и поднимаю голову. Доктор Лэтэм воспроизводит на экране новые изображения. Ужасные, ужасные образы. Такие гротескные, что я отворачиваюсь от экрана, но один из них отпечатывается все-таки в моем мозгу. Отрубленная женская голова находилась среди толстых церковных свеч. На ней все еще были большие серьги-кольца. Глаза частично закрыты: видны зеленые тени от век. На лице застыло выражение покорности судьбе. – Пожалуйста, продолжайте, – спокойно говорит доктор Лэтэм. Я неохотно поднимаю книгу и продолжаю. Я Сумел ли мститель твой, неутолен живою Тобой, кого он так любил, Над неподвижною, податливой такою