Верь мне
Часть 23 из 74 Информация о книге
Утешить свой огромный пыл? Ответь, нечистый труп! – За косы поднимая И голову держа в руках, Запечатлел ли он свой поцелуй, прощая, На холодеющих зубах?[10] Я останавливаюсь. В горле пересохло. – Но ведь это не доказывает, что он совершил преступление, да? – Конечно, нет. – Доктор Лэтэм вежливо соглашается. – Это ничего не доказывает. – А Стелла? Была ли она… Была ли ее смерть такой же? – К этому мы еще вернемся. Незадолго до смерти жены Патрик встретил в баре молодую женщину. – Взяв книгу, она переворачивает страницу, чтобы отметить нужное место. – Помните? Я киваю. – Не могли бы вы сейчас найти это место? Я знала: стихотворение, в которое столь пристально вглядывался в ту ночь Патрик Фоглер, называлось «Вино убийцы»: Свободен я, жена скончалась. Могу я вволю пить…[11] – Когда мы возвращаемся в прошлое Патрика Фоглера, то обнаруживаем, что каждый раз неподалеку от его места жительства исчезают молодые проститутки. Нечасто. Всего лишь по одной или по две в год. Маловато, чтобы попасть в заголовки, потому что кого волнует исчезновение пары шлюх, верно? Но этого достаточно, чтобы установить закономерность: их тела редко находят, но когда находят – все они изуродованы именно теми способами, какие описаны в «Цветах зла» Бодлера. Доктор Лэтэм вновь демонстрирует мне изображения – ужасные и навязчивые. – Шанис Уильямс. Ее семь раз ударили ножом в сердце. Это преступление соответствует стихотворению «Мадонне», в котором Бодлер пишет: Страсть черная! Грехов семь Смертных взяв скорей, Палач с раскаяньем, семь сделаю Ножей Отточенных и, как жонглер, без сожаленья, Из всех твоих страстей взяв большую мишенью, Вонжу я в Грудь твою кинжалов острие, И Сердце я проткну дрожащее твое![12] Джада Флойд. Ее грудь разрезана. Это преступление соответствует стихотворению, в котором Бодлер пишет: Как мучимую грудь блудницы очень дряхлой Целует и сосет развратник и бедняк, Восторги тайные, спеша, воруем так И выживаем их, как померанец чахлый…[13] – Остановите меня, если услышали достаточно. – Да, с меня хватит. Однако доктор Лэтэм не прекращает показ изображений: еще одна фотография, потом еще. – Жасмин Диксон, живот был вскрыт, как описано в стихотворении «Туша». Имани Андерсон, голова была жестоко обрита, как в стихотворении, в котором Бодлер сравнивает локоны своей любовницы с «черным океаном горящей Африки». Прешес Коулмен – проткнутая селезенка. Энни Вашингтон – то же самое. Бодлер написал на эту тему несколько стихотворений под названием «Хандра», а ведь это только те, кого нашли, помните. – Она нажимает на кнопку пульта, и экран милосердно темнеет. – Затем, после того, как четыре года назад Патрик женился на Стелле, убийства прекратились. – С чего бы это? – спрашиваю я, больше чтобы отвлечься от того, что только что видела. – Возможно, он пытался быть хорошим. Возможно, Патрик влюбился, или, не исключено, что он просто стал лучше. В любом случае, отсутствие убийств, совпадающих с крупным событием в жизни Фоглера, – еще одна тонкая нить, связывающая его с этой серией. – Доктор Лэтэм наклоняется вперед, и ее глаза пылают. – Дело не только в поимке убийцы Стеллы Фоглер, Клэр. Речь идет о поимке социопата. Вот почему я говорю, что это опасное дело. – Что именно я должна буду сделать? – Очень сложно сказать. Могу только сказать, кем вы должны быть. – Придется импровизировать. – Я чувствую, как учащается мой пульс. – Да, за исключением того, что в этой пьесе мертвые тела не встанут и не поклонятся, когда все закончится. Пожалуйста, поймите, Клэр: вам придется доверять мне больше, чем любому режиссеру или преподавателю по актерскому мастерству, с которыми вы когда-либо работали. Откровенно говоря, у меня все еще есть серьезные сомнения на ваш счет. – Вдруг все только совпадение и Патрик невиновен? Я все еще пытаюсь соединить ужасные фотографии доктора Лэтэма с веселым, интеллигентным ученым, которого я встретила в том баре. – Может быть. Но мы должны все время обдумывать наши дальнейшие действия, как будто он и есть преступник. Это единственный способ оставаться объективными. Впрочем… вот что я вам скажу. Я начала работать над этим делом более шести лет назад – задолго до убийства Стеллы, и большую часть времени была убеждена, что Патрик Фоглер – наиболее вероятный убийца. 20 После бессонной ночи, полной ужасов и сомнений, я снова в кабинете доктора Лэтэм. Я сижу за ее столом и просматриваю бумаги. Доктор Лэтэм стоит надо мной и пристально смотрит. Бумаги с подтверждением. Десятки бумаг. Отказ от ответственности за травмы. Разрешение на наблюдение. Соглашение о конфиденциальности. Отказ от личной жизни. И бланки о бланках. Формы, которые говорят, что я понимала, что делала, когда подписывала все эти формы. Формы, которые сообщали, что я добровольно дала согласие, понимая, что это задание может испортить мою жизнь, здоровье и психическое состояние. Я быстро подписываю документы, почти не читая. Ставлю инициалы на каждой странице и даты, там, где требуется. – Добро пожаловать в учебный лагерь, солдат. Теперь твоя задница – моя, – рычит доктор Лэтэм. Это худшее из выражений Дензела Вашингтона[14], которое я когда-либо слышала, но оно эффективно. Я не могу выдавить из себя улыбку. Тренировка продолжается в другом конференц-зале, глубоко в недрах здания. – Давайте посмотрим на пару монстров, – спокойно говорит доктор Лэтэм. Она нажимает кнопку на пульте, и свет гаснет. Она расхаживает взад и вперед, закрывая лицо на экране. – Это Петер Кюртен, также известный как Дюссельдорфский зверь. Его жена сказала полицейскому психологу, что их сексуальная жизнь была совершенно нормальной. Кюртен, с другой стороны, рассказал психиатру, что мечтал задушить жену каждый раз, когда они занимались сексом. Супруга Кюртена понятия не имела, о чем он на самом деле думает. Следующие слайды – жертвы Кюртена, в том виде, в каком он их оставил. Когда я набираюсь сил, чтобы посмотреть на экран, там уже другое лицо. – Бела Кисс, хранивший своих жертв в пустых газовых баллонах… Ханс ван Зон, как и многие серийные убийцы, был обаятельным, симпатичным и чрезвычайно харизматичным. Среди его жертв – его собственная девушка, с трупом которой он занимался сексом. Опять же, она, очевидно, понятия не имела, что на самом деле происходит в его голове. Тошнотворная перекличка зла все продолжается и продолжается. – Я говорю все это не для того, чтобы запугать вас, Клэр, – мягко добавляет доктор Лэтэм. – В результате изучения этих людей мы теперь многое знаем о том, как работает ум социопата. Мы можем, например, посмотреть, как он покидает место преступления, и сделать выводы о его личности, интеллекте, о его отношениях, даже о том, какая у него машина. Женщина поднимает пухлую папку. – Здесь все, что мы знаем о человеке, который убил этих проституток. Предупреждаю, это нелегко читать, но вы должны внимательно изучить материалы. От этого может зависеть ваша жизнь. – Это то, что называют «психологическим портретом»? – спрашиваю я, забирая у нее папку. – Да, отчасти, но еще и фотографии, история болезни, выдержки из учебников… Наша работа немного похожа на обезвреживание бомб. Прежде чем начинать дергать за провода, черт возьми, лучше знать, какой из них ведет к взрывчатке. – Если он вообще виновен, – замечаю я. Женщина пристально смотрит на меня. – Мы еще не рассказали вам, как умерла Стелла Фоглер, не так ли?