Владимир Высоцкий - Суперагент КГБ
Часть 33 из 38 Информация о книге
2. Достоверные данные о подготовке к войне против нашей страны. Обьекты агентурного проникновения на примере США (" пирамида") 1. Близкое окружение президента (семья и личные друзья). 2. Сотрудники Белого дома (любого уровня, хоть уборщик, который может, например, аппаратуру всадить в Овальном кабинете). 3. Кабинет (Пентагон, Госдеп), Совбез и федеральные агентства (любые, в т. ч. спецслужбы). 4. Конгресс США (представители, сенаторы, сотрудники любого уровня). 5. Крупнейщие корпорации и банки (высший менеджмент). 6. Закрытые научные учреждения. 7. Политическая элита (Вашингтон и Нью-Йорк). 8. Знаменитости (VIP) — большие СМИ, шоу-бизнес. Категории агентуры. "А". "Мусор" — ненадежная и ненужная агентура, без доступа к государственным секретам (60 %). Главной плановой задачей разведчика является вербовка источников и очень часто вербуются не те и не там. От "мусора" не так легко избавиться, поскольку придется объяснять начальству, почему ты его завербовал. Если "мусор" достался тебе в наследство от другого разведчика, расстаться опять же непросто, потому что шеф позволит тебе исключить старого агента только после того, как ты завербуешь нового. В эту категорию также скатываются рано или поздно агенты, завербованные на шантаже и работающие под давлением. "Б". Хорошая агентура (30 %). Эти источники хороши уже тем, что дисциплинированы (регулярно встречаются с разведчиком) и неукоснительно соблюдают конспирацию. Они дают обширную информацию, нуждающуюся в перепроверке. Точно выполняют задание, но без особой инициативы. Используются для проникновения в спецслужбы, госучреждения, компании, занимающиеся оборонными разработками. Заслуживают доверия, но проверить никогда не мешает. "В". Суперагенты (10 %). Это большая удача в нашем деле. Они рождены предавать и продавать родину, делают это с удовольствием и гордятся своим профессионализмом. Среди них немало искателей приключений и острых ощущений, а также неудовлетворенных личной жизнью или карьерой. Хорошо образованы, имеют аналитический склад ума, любят хорошо просчитанный риск, легко вступают в контакт. Почти поголовно — инициативники. Важно не количество агентуры, а ее качество, т. е. наличие обширных контактов в правительстве и политической элите. Все разведчики, которые работают под прикрытием дипломатов, журналистов, ученых, бизнесменов и т. д., имеют полное право устанавливать и развивать любые контакты, которые затем передаются профессиональным вербовщикам ("дипломатам" легче всего — они могут пригласить любого политика на официальный или частный прием и "работать" с ним там). Кроме этого, все эти люди могут пригласить кандидата в свою страну или в какое-нибудь другое государство, где гораздо легче вербовать. Разведчик-нелегал должен выполнять эту работу сам. О перспективных кандидатах можно узнать как из открытых источников, так и от другой агентуры, как внутренней, так и прибывающей из других стран по различным каналам (туризм, бизнес, общественные или научные связи). Очень полезно в этом плане прослушивать правительственные здания (офисы и телефоны), а в столице враждебного государства — ввести тотальное телефонное прослушивание сотрудников всех госучреждений. Не вербуются: — психи — инициативники, которые стараются получить информацию о нашей разведке — люди с низким интеллектуальным уровнем — уголовники Самая больная и неразрешимая тема в любой разведке — передача агенту наличных денег и ценностей. На этих тайниковых операциях "горят" и будут "гореть" и разведчики, и агентура, а выхода все равно нет. Бриллианты и изделия из них являются удобной формой оплаты работы агента — их легко спрятать. Кроме того, драгоценности можно легендированно передать по наследству. Еще одна проблема — проверка агента — он может десятилетиями водить вас за нос, являясь подставой контрразведки. Тем не менее, его надо проверять через другую агентуру, путем анализа его информации и сопоставления ее с информацией из других источников, путем прослушивания, через "крота" в спецслужбе противника (если таковой имеется). Ликвидация агента проводится в исключительных случаях: 1. Агент был задействован в убийствах и опасен как свидетель. 2. Агент намерен совершить предательство и слишком много знает. 3. Агент занимает очень высокий пост и им начала интересоваться контрразведка. Чтобы избежать крупных политических неприятностей, инсценируется несчастный случай. Подготовка нелегала: а) языковая подготовка, изучение США, спецтехники, методов вербовки, легенды б) испытательный период, проверка легенды и документов "на прочность". Нелегал выезжает в США через промежуточные государства со сменой паспортов и легенд, мест работы, связей. В Америке он может прожить год-два, а затем вернуться домой, опять же со сменой стран и документов, для дополнительного обучения и корректировки легенды. в) промежуточное внедрение. Офицер вновь выезжает за рубеж через промежуточные страны, где он может оставаться год-два, приобретая дополнительные связи. г) основное внедрение. Нелегал прибывает в США, получает подлинные документы, становится гражданином страны, устраивается на работу, которая дает возможность ездить по стране, не вызывая подозрений. Начинает выполнять свою главную задачу — вербовку источников в интересах политической, научно-технической, военной разведки. Проваливаются нелегалы по следующим причинам: — слабое обучение и языковая подготовка, неудачная легенда, ненадежные документы — нарушение правил конспирации в работе с агентурой, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, беспорядочные половые связи, подозрительное "швыряние" наличными деньгами, нетипичное для американца поведение и стиль жизни, привычки — стремление заводить связи в основном среди секретоносителей — предательство со стороны агента или "крота" в Москве Переезд Высоцкого в США не должен был сделать из него изменника родины, отщепенца. Здесь предполагался тот же вариант, что и в случае с кинорежиссером Андреем Михалковым-Кончаловским. Весной 1979 года он заседал в жюри Каннского кинофестиваля, после чего, якобы, решил поработать во Франции. Целый год он обитал в Париже, после чего в 1980 году переехал в США с целью покорить Голливуд. Там он сошелся с известной американской актрисой Ширли Мак-Лейн и с ее помощью приобрел широкие связи в Голливуде. При этом в Советском Союзе власти не объявили невозвращенца изменником родины, отщепенцем, как это было в случаях с другими советскими деятелями культуры. В итоге уже в 1983 году Михалков-Кончаловский сумеет снять в США свой первый фильм — «Любовники Марии», после чего и начнет развиваться его успешная карьера в Голливуде. В СССР он впервые приедет в 1987 году в ореоле единственного советского кинематографиста, сумевшего сделать хорошую карьеру в Мекке мирового кинематографа. Но вернемся к Высоцкому. В начале ноября 1979 года он взял в театре недельный отпуск и уехал в Париж. И это в тот момент, когда он проходил свидетелем по уголовному делу! В компетенции того же МВД, которому подчинялся ОВИР (это направление, как мы помним, курировал замминистра внутренних дел страны генерал Борис Шумилин), было не разрешать ему выезжать за границу. Но ему разрешили по уже неоднократно упомянутой нами причине. Как пел сам Высоцкий в песне 78-го “Реальней сновидения и бреда”: “Я вхож куда угодно — в терема и закрома…”. Другое дело, что впускали его в эти “терема и закрома” не просто так, а как одного из активных участников тайной шпионской войны. До тех пор, пока он добросовестно воевал на этом «фронте», ему было многое позволено. Но очень скоро ситуация изменится (из-за наркотиков), что в итоге и приведет к трагедии. Но не будем забегать вперед. М. Крыжановский: «Война, в которой участвовал Высоцкий, была опасна, но зато хорошо оплачивалась. Взять хотя бы ту его поездку во Францию в ноябре 79-го. Был-то там всего неделю — стоило ли гонять? Стоило, поскольку за выполненное задание Бабек Серуш расплатился с ним новеньким спортивным «Мерседесом-С107». За эту машину бард не заплатил ни копейки — ему ее преподнесли в подарок за его сотрудничество с «конторой». А легенду с покупкой запустили как прикрытие. А когда Высоцкого не стало, регистрационную карточка этого автомобиля из архива московской ГАИ изъяли. Кстати, в ФРГ, где бард якобы купил свой спортивный «мерс», подобная модель просто так не продавалась. Чтобы ее купить, необходимо было встать в очередь, так как эта марка выпускалась в ограниченном количестве. Согласно советским законам, за ввоз автомобиля такого класса в СССР нужно было заплатить бешеную пошлину. Но Высоцкий и здесь нашел, чем крыть: у него на руках было письменное разрешение на беспошлинный ввоз такого «Мерседеса» от самого заместителя министра внешней торговли СССР Журавлева. Однако вряд ли тот в таком щекотливом деле действовал самостоятельно — без длинной руки КГБ здесь опять не обошлось. Вот таким образом руками Серуша Лубянка выплатила машиной долю Высоцкого в очередной шпионской операции…». На родину Высоцкий вернулся как раз, чтобы успеть к премьере пятисерийного телефильма «Место встречи изменить нельзя» (11–16 ноября), где он играл главную роль — муровца Глеба Жеглова. Этот герой добавил к славе Высоцкого не просто изрядную, а поистине огромную порцию любви и почитания со стороны восторженных поклонников. Даже те из советских граждан, кто терпеть не мог песни Высоцкого, в этой роли были покорены его бьющей через край харизмой. Причем вот что удивительно: назвать Глеба Жеглова очень уж положительным героем (как, например, его напарника — Володю Шарапова) было нельзя, но симпатии он вызывал даже большие. Про таких героев обычно говорят: «Носитель доброго зла». По следам сериала многие журналисты бросились к Высоцкому, чтобы он дал им интервью о своем герое — Глебе Жеглове. Но Высоцкий никому ничего не сказал. Вернее, почти не сказал. Было одно интервью, которое интересно не тем, что в нем наш герой рассказал кто такой Глеб Жеглов, а кто такой сам Владимир Высоцкий. Приведем из него небольшой отрывок: «Теперь очень интересно и важно вообще исследовать эту тему: как вообще нужно бороться с террором? Таким же точно способом, как в двадцатые годы, или все-таки терпеть и находить какие-то гуманные способы борьбы с насилием? Никто на этот вопрос ответить не может. Я и согласился сниматься в картине, чтобы этот вопрос поставить. От имени своего персонажа я утверждаю, что нужно так с ними поступать: давить от начала до конца, если ты уверен на сто процентов, что перед тобой преступник… Шарапов — это розовый герой, который призывает к милосердию, к тому, чтобы идти в сторону смягчения, а не ужесточения мер по борьбе с преступностью, он утверждает, что нужно действовать честно, даже с нечестными людьми. Это все, в общем-то, на словах. Но если сейчас кругом посмотреть, поглядеть, что делается в мире: терроризм и «красные бригады», стреляют по ногам детей, а потом на их глазах убивают учителя, — начинаешь сомневаться, кто из двух героев прав…». Сериал закончился 16 ноября, а на следующий день Высоцкий отправился на день рождения к своему приятелю — врачу-реаниматологу Анатолию Федотову, которому исполнилось 40 лет. Артист подарил имениннику картину «Пиратский бриг», после чего пел для гостей свои новые и старые песни. Пел от души, поскольку считал Федотова своим спасителем: это именно он во время узбекских гастролей Высоцкого в июле этого года, якобы, сумел «откачать» его после «смертельного» обморока. Никто из присутствующих (в том числе и Высоцкий) не могут даже представить себе, что именно Федотов очень скоро станет для Высоцкого не спасителем, а погубителем. Впрочем, не будем забегать вперед. Со дня последнего заграничного вояжа Высоцкого минуло всего три недели, как он уже вновь собрался улетать. На этот раз они с Влади должны были посетить остров Таити, чтобы присутствовать на свадьбе бывшего супруга Марины Жана-Клода Бруйе. Как мы помним, их с Высоцким связывали деловые контакты на почве тайных операций, но в этот раз их встреча не состоялась по вине Высоцкого. Он должен был вылететь на Таити из Лос-Анджелеса чуть позже Влади. Однако, добравшись до Америки и поселившись на квартире певца и композитора Майкла Миша, он сорвался вместе с ним в кокаиновое «пике». В итоге его поездка не состоялась. А чтобы Влади ни о чем не догадалась, для нее была выдумана версия о том, что Высоцкому не выдали въездную визу на Таити. Самое интересное, Влади вскоре прилетела в Лос-Анджелес и застала там мужа. Как пишет В. Перевозчиков: «Высоцкий ведет себя более чем странно, но Марина еще ни о чем не догадывается…». То есть, согласно распространенной легенде, Влади, у которой старший сын Игорь был наркоманом с многолетним стажем, даже не понимает, что ее супруг тоже сидит на кокаине. Можно ли в это поверить? Конечно же, нет. В реальности, Влади прекрасно поняла истинную причину неприлета Высоцкого на Таити. Для нее это стало шоком, как и для чекистов, которые именно тогда впервые узнали о наркомании Высоцкого. По сути, это был тот самый кокаиновый «звоночек», возвещающий о скором закате шпионской карьеры суперагента Владимира Высоцкого. На родину наш герой вернулся 12 декабря в состоянии далеком от идеального. М. Крыжановский: «Срыв Высоцким важной операции произошел в самый ответственный момент. Когда система начала работать и приносить первые результаты (Медельинский картель начал бесперебойную доставку кокаина в США именно во второй половине 1979 года), Высоцкий основательно «подсел» на кокаин. А ведь он был одним из главных участников операции с советской стороны. На него было завязаны множество людей, под него выстраивалась стратегия Лубянки, для чего, собственно, Высоцкий и должен был начать процесс своей натурализации в США, в Нью-Йорке в 1980 году. Но наркотики внесли свои убийственные коррективы в этот процесс. Именно тогда про них стало известно в КГБ, а это был крах для агента Высоцкого. С таким диагнозом в органах, да еще на таком направлении не работают. Именно тогда и было принято решение отказаться от услуг Высоцкого как секретного агента. «Договор» с ним был расторгнут…». 20 декабря в Театре на Таганке состоялась очередная премьера: был показан спектакль «Турандот, или Конгресс обелителей» по Б. Брехту. Спектакль нес в себе явно антибрежневский посыл. Как писал таганковед А. Гершкович: «В нем театр зло разыграл фарс коллективного руководства неким вымышленным государством, где фарисеи всем ошибкам и благоглупостям правителей находят законное оправдание, соревнуются в славословии и награждают один другого всевозможными орденами и званиями…». Скажем прямо, тема спектакля была и в самом деле актуальная. К тому времени советский режим выглядел весьма непрезентабельно: больной и старый Брежнев в окружении не менее больных и старых соратников, которые только и делают, что награждают друг друга орденами и медалями по любому поводу (от собственных дней рождений до великих праздников). В стране процветали коррупция наверху и всеобщая апатия внизу (несмотря на победные реляции средств массовой информации). Еще несколько лет назад ситуацию можно было выправить, если бы Брежнев уступил место более молодому и энергичному руководителю — на эту роль претендовал хозяин Ленинграда, симпатизант “русской партии” Григорий Романов. Но люди, толпившиеся у трона генсека, не позволили этого сделать, уговорив Брежнева остаться на своем посту, так как при сохранении “статус кво” (при больном и безвольном Леониде Ильиче, который все чаще подыгрывало либералам) их будущее выглядело более предпочтительнее. Руку к этому спектаклю приложил и наш герой — Высоцкий. Правда, не как актер (он в нем не играл), а как поэт, написавший “Песню Гогера-Могера”. От лица героя песни в ней заявлялось следующее: На нашу власть — то плачу я, то ржу: Что может дать она? — по носу даст вам! Доверьте мне — я поруковожу Запутавшимся нашим государством!…. Отдайте мне ослабшие бразды — Я натяну, не будь я Гогер-Могер!.. Своей песней Высоцкий отдавал дань той распространенной идее, которой на протяжении долгих лет буквально бредили либералы — посадить в кресло генсека образованного и интеллигентного руководителя, вроде Юрия Андропова (с которым он, кстати, встречался несколько раз). Не случайно этот самый Гогер-Могер признается, что сам он “от сохи” (то есть рабоче-крестьянских кровей), а в руководство нахально рвутся “те, кто умеют сочинять стихи” (в кругах советской элиты почти все знали, что из всех членов Политбюро стихами балуется именно шеф КГБ). Так что не Григория Романова (человека от сохи) чаяли либералы увидеть у власти, а его антипода — умника Юрия Андропова. Эти мечты вскоре сбудутся, правда, Высоцкий до этого момента не дотянет каких-то два с половиной года. Причем по злой иронии судьбы уйти в мир иной ему поможет… его кумир — Андропов. Хотя поначалу у шефа КГБ и в планах подобного поворота событий не стояло. Он уважал Высоцкого как человека и одного из лучших своих агентов, ценил как поэта и артиста (песни его он всегда с интересом слушал, а фильм «Место встречи изменить нельзя» назвал «лучшим милицейским сериалом» во многом именно из-за участия в нем Высоцкого. Кстати, после этого именно Андропов дал команду Ю. Семенову создать литературную основу для такого же сериала, но уже про чекистов; так на свет появится фильм (тоже 5-серийный) «ТАСС уполномочен заявить»). Поэтому, узнав о наркомании Высоцкого, Андропов по-настоящему расстроился и дал команду из агентурного аппарата агента «Виктора» исключить. Но на этом их взаимоотношения не закончатся, о чем мы расскажем чуть ниже.