Воздух, которым ты дышишь
Часть 23 из 62 Информация о книге
Я буду мыть тебе окна. Приду и начищу дверь. Я перемою посуду. Я отскребу полы. Сотру все дурные чувства С твоего чистого сердца. Ты снова сможешь открыть его мне, И мы начнем сначала. Граса поглядывала на меня. Шевелила бровями. Я не обращала на нее внимания. Она пихнула меня локтем и наклонилась так близко, что ее губы почти коснулись моего уха. – Он поет прямо будто библиотекарь справочник читает. Это что, колыбельная? И ты не можешь вставить ни словечка? Я с беспокойством глянула на ребят. – Тебе полагается молчать, – прошипела я. – Мне пока не разрешают петь. – Что значит «не разрешают»? – прошептала Граса в ответ. – Поет Винисиус. Он главный. Так устроена рода. – У тебя голос лучше. Путь они дадут тебе попробовать. Музыка оборвалась. Винисиус, глядя на Грасу, произнес, едва не сорвавшись на крик: – Тебе что-то не нравится? Мне стало досадно, что Граса поучает меня, как вести себя на роде, будто она самбиста со стажем, но меня ободрила ее поддержка: она сказала, что мой голос лучше, что я заслуживаю петь. Даже после нескольких недель ссоры она была на моей стороне. Или, может, она была на своей стороне и теперь билась за собственный шанс. С Грасой всегда трудно было понять, что и как. Граса прожгла Винисиуса испепеляющим взглядом, положила руки на подлокотники и выпрямилась, словно намереваясь встать и покинуть роду. Но она никуда не ушла, она подняла голову, и полился ее голос. Я буду твоей служанкой, Буду твоим лакеем, Буду твоей кухаркой, Твоим брадобреем, Только бы ты остался Еще на один день. Ребята замерли. Я всем телом развернулась к Грасе. Кем она себя возомнила? Какая-то девчонка вздумала петь в кругу роды, перебив главного музыканта, в первый же вечер, без приглашения! Но Граса все пела. Потом Маленький Ноэль начал подстукивать на барабанчике, выделывая «ра-та-та», а Граса делала то же голосом, выделяя каждый ударный слог, так что ее голос тоже стал как бы инструментом. С каждым куплетом она погружалась в песню все глубже. Мало-помалу все взялись за инструменты и заиграли. С ней. И у меня, и у «лунных» мальчиков со слухом все было в порядке. Все мы поняли правду в ту самую секунду, как Граса открыла рот и запела, – с ней рода стала лучше. Смех громче, шутки непринужденней, мы заиграли слаженнее, наши песни зазвучали по-новому. И неважно, что Граса – девушка, что она болтала без умолку, плохо играла в карты, стреляла сигареты и никому слова не давала вставить. Важен был ее чудесный голос, а еще важнее – что она умела заставить полюбить себя. И ее все любили. Так что «лунные» мальчики приняли ее пение – и мое тоже. Граса не разрушила роду. Винисиус продолжал петь, остальные – играть. Мы делили всеобщее внимание и музыку, так продолжалось несколько недель, пока Граса как-то ночью, усевшись на свой стул, не спросила: – Почему мы поем ту же скукоту, что и весь район? Все равно что каждый день есть одни только бобы с рисом. – Любишь сосисочки? – Худышка ухмыльнулся. Буниту захихикал. Граса закатила глаза: – Я люблю разнообразие. И не я одна. – Мы играем классику, – сказал Винисиус. – Если ты не знаешь этих песен, то что ты вообще знаешь? – Мы их вызубрили вдоль и поперек, – ответила Граса. – Нам нужна своя собственная классика. – А правда, – заметил Маленький Ноэль. – На других родах сочиняют же собственные мелодии. Худышка кивнул Винисиусу: – Вы ведь с Дор что-то набросали несколько недель назад. – Ты же храпел без задних ног! – И меня разбудила мелодия. – Худышка улыбнулся. – Эти двое написали уже целую кучу песен – и никому не показывают, – сказала Граса. – Эгоисты. Винисиус воззрился на меня так, будто я только что уличила его в преступлении. Я сердито зыркнула на него в ответ и объяснила: – Я рассказывала Грасе, что мы днем пишем песни. Необязательно разводить таинственность. – Ты пишешь песни с ней? – Банан вскинул брови. – А тебя что-то смущает? – спросила я. Граса улыбнулась и подалась вперед, словно в кинозале. Банан повернулся к Винисиусу. – Мы позволили им петь, а теперь позволим и песни писать? Винисиус молчал. У меня сжались кулаки. – Тебе-то что? – огрызнулась я. – Песни есть песни. – Давайте послушаем что-нибудь! – предложил Худышка. – Ну, ребята… – Банан покачал головой. – Вот провалимся мы в какую-нибудь скользкую дыру. – По мне, нет ничего лучше, – заявил Худышка. Граса взвыла от смеха. – Смейтесь, смейтесь, – сказал Банан. – На карнавале над нами будет смеяться вся Лапа, а вот нам будет не до смеха. – К черту Лапу! – воскликнул Винисиус. – Если песня хороша, то какая разница, кто ее написал? Размер самбы – две четверти. Я сделала это открытие много лет спустя, в Нью-Йорке, когда какие-то лабухи из Союза музыкантов Нью-Йорка пошутили, что смогут сыграть хоть самбу, хоть румбу, хоть ча-ча-ча, все они на слух американцев звучат одинаково. Но когда эти нью-йоркские музыканты услышали «Голубую Луну», то поняли, что слух их подвел. – Это точно две четверти? – спросил один из этих свинговых музыкантов после первой репетиции. – Кроме барабана есть еще ударные, из-за которых музыка кажется быстрее, как будто восьмыми, верно? Винисиус кивнул. – О чем он говорил? – спросила я, когда музыкант ушел. – Ни о чем, – сказал Винисиус. – Он пытался понять, не чувствуя. Мы никогда не говорили о музыке в терминах – четверти, восьмые, шестнадцатые… Винисиус, исправляя нас на роде, никогда не говорил про ноты или такты. – Куика, Буниту! – кричал он. – Слушай же свою куику! Она должна умолять, а не ныть. – Или говорил, когда ребята не могли уяснить себе ритм: – Не скользит. Слишком отрывисто. Мы же не на митинг собрались. Надо, чтобы было жирно. Чтобы музыка оставалась у вас на пальцах, на губах. Надо, чтобы вы как будто скользили. И мы понимали, что имеет в виду Винисиус. Мы слушались его. Если Худышка был шоуменом «Голубой Луны», то Винисиус – его курандейру, высшим жрецом, посредником между известным и неизвестным. И когда той ночью на роде Винисиус рассказал про наши песни, ребята и Граса затихли, предоставив нам слово. Винисиус тронул струны гитары. Его глаза встретились с моими. Я кивнула, узнав мелодию, написанную для «Воздуха, которым ты дышишь». Я пропела первый куплет, потом второй. Послышался скрежет реку-реку, Кухня играл, уперев инструмент в колено. Маленький Ноэль вступил, выбивая ритм из тамборима стремительными ударами. Худышка забренчал на кавакинью. Потом вступили Буниту и Банан, куика и гитара, и песня обрела глубину, насыщенность, печаль, которых прежде не было. Завершив последний куплет, я вернулась к первому и зашла на новый круг. Граса наблюдала за мной с таким вниманием, так жадно-сосредоточенно, что я чуть не запуталась в написанных мною же словах. Однажды утром 1937 года, проспав всего несколько часов, я проснулась от громовых ударов в дверь. Место в кровати рядом со мной было пустым. Граса не вернулась домой. Накануне она убежала с роды на свидание, и Винисиус поссорился с ней, обвинив в неуважении. Граса лишь рассмеялась ему в лицо. Стук не прекращался. Я глянула на наручные часы: семь утра. Я распахнула дверь, готовая излить на Грасу поток самых едких упреков за то, что она забыла ключи. Но за дверью стояла хозяйка – в ночной рубашке и шали, суровая лицом. Мне звонили по телефону. Я кое-как спустилась по лестнице и взяла тяжелую черную трубку. Голос – тонкий, слабый, но который я мгновенно узнала – позвал с того конца, прерываемый всхлипываниями: – Дор! Она была на пляже Копакабана. Ее пустили в какую-то пекарню, разрешили позвонить. Я спросила, как называется пекарня, и велела ждать меня там. Потом я ехала на трамвае по пустым улицам. Шеренга солдат окружила подходы к дворцу Катете. Молодой человек рядом со мной прошептал своему соседу: – Я пытался попасть в университет, но ворота на запоре. Жеже задумал очередной переворот.