Выдохшиеся. Когда кофе, шопинг и отпуск уже не работают
Часть 10 из 19 Информация о книге
В то же самое время мы можем работать и над крупномасштабными изменениями социальной культуры и привычек. В 1984 году 86 процентов населения не пользовались ремнем безопасности. К 2012 году ситуация изменилась буквально на 360 градусов и те же 86 процентов американцев стали пристегиваться. Это весьма наглядный пример выбора разумного поведения по типу «береженого бог бережет». Политику «наверху» можно изменять с помощью новых законов, налоговых льгот и условий предоставления услуг – а это, в свою очередь, будет постепенно способствовать изменению привычек в широком масштабе. Текущая деятельность «снизу» направлена непосредственно на физических лиц и наиболее эффективна в период переживаемых людьми кризисов, например во время переездов или начала работы на новом месте. Но чтобы изменить свою жизнь, не нужно ждать переезда или новой работы. Или крупномасштабных перемен «сверху». Можно начать изменяться прямо сейчас. Существует бесчисленное множество отправных точек. Для меня одной из них стало чтение стоиков. Стоицизм – это философская школа, возникшая в Афинах в III веке до н. э. Хотя ее основание нередко приписывают Зенону Китийскому, в настоящее время стоицизм более широко известен благодаря работам римского философа I века Сенеки и греческого философа II века Эпиктета. Стоицизм учит, что несчастье, негативные эмоции и то, что мы сегодня называем «стрессом», не являются результатом воздействия внешних обстоятельств и событий, а скорее вытекают из представлений о том, что для нас важно и ценно. Наиболее безопасный вид счастья, с точки зрения стоиков, можно поэтому обрести лишь в своем внутреннем мире, поскольку только он поддается нашему контролю. Все, находящееся вне нас, можно отнять, поэтому как мы можем доверить этому свое будущее счастье и благополучие? Стоицизм чрезвычайно актуален в наше время. «Стоицизм приобрел популярность, потому что он предложил безопасность и мир в период войны и кризиса, – отмечают авторы биографии стоика Катона Младшего Роб Гудман и Джимми Сони. – Не обещая материального благополучия или мира в загробной жизни, вероучение стоиков, тем не менее, обещало непоколебимое счастье в этой жизни». Приблизительно через два века после Катона Младшего пришло время одного из самых известных философов – приверженцев стоицизма, императора Марка Аврелия – последнего из Пяти хороших императоров[24]. Марк Аврелий был поистине парадоксальной личностью – императором с практически неограниченной властью, способным контролировать римский мир и всевозможные обстоятельства, но обладавший глубоким пониманием, что счастье и покой не зависят от условий внешнего мира. Марк Аврелий полагал, что то, как мы проживаем свой день, зависит лично от каждого. Не в нашей власти выбирать, что произойдет, но реакция на это целиком зависит от нас. Все начинается с формирования правильного представления, что независимо от трудностей, с которыми предстоит столкнуться, – сколько бы боли и потерь, непорядочности, неблагодарности, несправедливости и зависти ни встретилось на пути, выбор зависит от нас. И мы всегда можем отнестись к этим трудностям со спокойствием и невозмутимостью. Сохраняя такое душевное спокойствие и безмятежность – греки называли это атараксией, – можно добиться перемен с гораздо большим успехом. В одном из фильмов У. К. Филдса «Не давай молокососу передышки» племянница героя, роль которого он исполнял, готовится запустить в кого-то камнем. Филдс советует ей посчитать до десяти. Девушка начинает считать и за это время все больше и больше успокаиваться. Когда она доходит до десяти, Филдс велит ей бросать, потому что «вот теперь ты прицелилась как следует!». В своих «Размышлениях» Марк Аврелий не стремился приукрасить жизнь: «Поутру следует сказать себе: «Сегодня мне придется столкнуться с людьми навязчивыми, неблагодарными, заносчивыми, коварными, завистливыми, неуживчивыми. Эти свойства проистекают от незнания ими добра и зла. Я же, познавший прекрасную природу добра и постыдную – зла, понимаю и природу тех, кто заблуждается. Они мне родственны не по крови и происхождению, а по божественному соизволению и разуму. Я защищен знанием от их зла. Они не могут вовлечь меня во что-либо постыдное». Неплохой способ противостоять агрессивному поведению на дороге. Или хамству в супермаркете. Или многочисленным тяготам современной офисной работы. Нередко бывает, что препятствием между нами и ожидаемым удовлетворением становимся… мы сами. Это не означает, что от нас зависит, получим ли мы вожделенное повышение, или то, как поведут себя наши дети и как сложатся отношения с кем-то. И не потому, что подобные вещи не важны. Это просто значит, что такой контроль подвластен человеку в той степени, в какой его контролируют внешние обстоятельства. Поэтому в первую очередь, как говорил философ-стоик I века Агриппин, не нужно «мешать самому себе». Или, как сказал герой классического комикса знаменитый опоссум Пого: «Мы встретились с врагом, и он – это мы!» Стоицизм не просто помогает справиться с огорчением из-за несостоявшегося повышения – он еще и учит, как следует относиться к подобным повышениям и вообще к успеху. Стоицизм нередко путают с равнодушием, но в действительности речь идет о свободе. Как сказал Сенека: «Как только мы прогоним все, что нас волнует или пугает, сразу же последуют полное умиротворение и несокрушимая свобода». Иногда люди позволяют одной и той же проблеме годами портить им жизнь, а между тем они могли бы просто сказать: «Ну и что?» Это одно из моих любимых выражений. – Энди Уорхол Кто-то может относиться к таким подходам как к роскоши – мол, все это очень хорошо для императоров и независимых в финансовом отношении людей, чьи основные потребности удовлетворены и у которых есть только так называемые «проблемы первого мира». А что же тогда говорить о тех, у кого нет работы и кто бьется, чтобы заработать себе на кусок хлеба? На самом деле стоицизм наиболее эффективен как раз в экстремальных условиях. Эти принципы приобретают особенную важность в кризисных ситуациях, когда превратности судьбы настигают нас и подвергают испытаниям. Виктор Франкл – человек, переживший Холокост, чьи родители, брат и беременная жена погибли в концлагерях. То, что он вынес из этого невообразимого ужаса, стало основой его бессмертной книги «Человек в поисках смысла». «Мы, пережившие концлагерь, – писал он, – хорошо помним людей, ходивших по баракам, утешая других и отдавая им последний кусок хлеба. Может, их было немного, но их существование – достаточное доказательство того, что у человека можно отнять все, кроме одного – права выбирать свое отношение к происходящему в любых обстоятельствах, права выбора своего собственного пути». Для Франкла «каждый день, каждый час предоставлял возможность принимать решение, определявшее, подчинишься ли ты силам, угрожающим лишить тебя твоего собственного «я», твоей внутренней свободы, или победа будет за тобой». И Франкл использовал эту свободу, чтобы найти смысл в своих страданиях и, по большому счету, в страданиях вообще. «Если в жизни есть хоть какой-то смысл, он должен быть и в страдании, – писал он, – страдание является неотъемлемой частью жизни, так же как судьба и смерть. Человеческая жизнь не может быть полной без страданий и смерти». Одно из великих произведений о взаимосвязи страданий, об отношении к страданию, о примирении, мудрости и преображении – это книга Иова, в которой задается вопрос, как поступать в самых злополучных и неуправляемых обстоятельствах. Другими словами, что делать, когда «плохие вещи» случаются с «хорошими людьми». Состоятельный фермер Иов был предметом спора между сатаной и Богом. Сатана считал, что Иов был верен только потому, что был богат; если Иова лишить богатства, он откажется от Бога. И тогда они решили провести некий эксперимент. За очень короткое время весь скот Иова был уничтожен, сыновья и дочь погибли под обломками разрушенного дома, а все его тело покрылось язвами. Но в ответ Иов лишь провозгласил: «Наг я вышел из чрева матери моей и наг возвращусь. Господь дал, Господь и взял. Да будет имя Господне благословенно». В конце концов Бог не только вернул все богатства Иову, но и увеличил их. Мораль притчи в том, что в страдании, превратившемся в мудрость и силу, есть скрытая цель и магическая сила. Франсин и Дэвид Уилер, родители шестилетнего Бена, потерявшие своего сына во время стрельбы в декабре 2012 года в начальной школе в Ньютауне (штат Коннектикут), сказали Опре Уинфри: «Неправильно смотреть на жизнь и говорить: «У меня ничего не осталось, из-за этой трагедии в моей жизни больше ничего нет». И вы знаете, в самые тяжелые моменты, которые бывают у всех, мы тоже так думаем. Но главное – это то, что на самом деле не важно, чего вы ждете от жизни. Понимание этого и принятие – очень важный шаг на пути выхода из этого тупика. Ваше сердце должно стать больше, чем эта дыра. Нужно просто принимать решения из любви. Проблемы появляются, когда мы принимаем решения из страха». Нельсон Мандела поразил воображение всех людей в мире не потому, что в течение двадцати семи лет был политическим заключенным, а потом стал президентом, а из-за необыкновенной мудрости, которую он продемонстрировал после своего освобождения: «Когда я вышел [из тюрьмы] и подошел к воротам, ведущим к свободе, я понял, что если бы я не оставил свою горечь и ненависть позади, я бы до сих пор оставался в тюрьме». Такое самообладание и достоинство перед лицом истинных страданий резко отличаются от того, как мы обычно реагируем на незначительные проблемы, которым позволяем вывести нас из себя. Дело в том, что даже в случае повседневных неприятностей принципы – но, разумеется, не непосредственные реакции – остаются неизменными. То, как мы реагируем на неприятности, может значительно повлиять на здоровье и изменить жизнь. Психолог Сальваторе Мадди и его коллеги из Чикагского университета изучали поведение более 25 тысяч сотрудников телефонной компании Illinois Bell Telephone после сокращения штата на 50 процентов за год во время крупнейшего, по оценкам экспертов, кризиса в истории корпорации. «Две трети служащих из нашей выборки в разной степени «сломались». У одних случились сердечные приступы или развились депрессивные и тревожные расстройства. Другие стали злоупотреблять алкоголем и наркотиками, временно расстались со своими партнерами или развелись или демонстрировали агрессивное поведение. А вот треть выборки сотрудников, напротив, проявили стойкость и выносливость. Несмотря на стресс и тяжелые перемены, они удержались на плаву и преуспели. Те из них, кто остался в компании, поднялись по карьерной лестнице и заняли руководящие должности. Те же, кто был вынужден уйти, либо основали собственные компании, либо заняли стратегически важные должности в других компаниях». Исследователи обнаружили, что те, кто смог преуспеть в переходный период, руководствовались, как они выразились, «установкой трех принципов». Во-первых, преданность делу: решимость присоединиться и принять участие в поиске решения проблемы. Во-вторых – контроль: борьба за сохранение твердости, а не покорность. И наконец – возможность проявить себя: поиск способов использовать кризис для укрепления своей личности, стать более выносливым и развиваться. По мнению автора книги «Остаться в живых: психология поведения в экстремальных ситуациях» Лоуренса Гонсалеса, в опасных для жизни ситуациях 10 процентов из нас останутся спокойными, сосредоточенными и энергичными. Остальные 90 процентов впадут в панику. В чем разница? Те, кто с большей вероятностью выживут, утверждает он, – это те, кто умеет максимально использовать возможности ситуации. Например, они скорее обратят внимание на окружающую их красоту. «Оставшиеся в живых настроены на восприятие чуда мира, – говорит он, – глубокое понимание красоты и чувство благоговения обостряют восприятие». Он ссылается на опыт Антуана де Сент-Экзюпери, профессионального летчика и автора сказки «Маленький принц». После крушения своего самолета в Ливийской пустыне Сент-Экзюпери сохранял спокойствие и искал, на чем можно сосредоточить свою положительную энергию. «Мы здесь приговорены к смерти, и тем не менее уверенность в наступлении смерти не может сравниться с испытываемым мной удовольствием, – написал он, – и радость, которую я испытываю, держа в руке половину этого апельсина, является одним из самых чудесных ощущений, которые я когда-либо испытывал». Важно найти нечто – и это может быть все что угодно, что поддерживает надежду и позитивный настрой, и тогда мы сможем справиться с потерями, страданиями и трагедиями, постепенно, шаг за шагом. «Оставшиеся в живых умеют радоваться даже маленьким успехам, – пишет Гонсалес, – считай, что тебе повезло. Благодари судьбу, ты жив». Да, действительно, быть здоровым – это подарок судьбы. Большая удача жить рядом с парком или на природе. Но в какой бы ситуации вы ни оказались, рано или поздно жизнь все равно бросит вызов. Важно лишь быть уверенным, что есть еще внутренние ресурсы справиться с этими трудностями. Существует большая разница между стоическим принятием и смирением. Воспитывать в себе способность не позволять жизненным препятствиям, разочарованиям или неудачам нарушать ритм жизни не означает не пытаться изменить то, что можно изменить. Молитва о душевном покое была создана в 1942 году богословом Рейнхольдом Нибуром и подводит итог мудрости стоиков: «Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость отличить одно от другого». А мудрость для понимания этого отличия приходит благодаря способности выйти за пределы своего узкого эгоцентричного мирка и увидеть мир в более широкой перспективе. Все начинается с ежедневных крошечных позитивных перемен, благодаря которым мы начинаем двигаться в желаемом направлении. Позвольте мне предложить вашему вниманию три шага, существенным образом изменивших мою жизнь к лучшему. 1. Прислушайтесь к внутреннему голосу своей мудрости и расстаньтесь сегодня с тем, что вам больше не нужно, – с чем-то, что опустошает, не принося никакой пользы ни вам, ни тем, кого вы любите. Это могут быть обиды, самобичевание или какой-то проект, который вы на самом деле не собираетесь завершить и прекрасно сами это знаете. 2. Начните составлять список благодарностей и поделитесь им со своими друзьям – двумя или более, теми, кто в свою очередь посылает вам свои. 3. Выделите определенное время по вечерам, когда вы регулярно выключаете свои электронные устройства – не оставляйте их в своей спальне, а мягко «выпроводите» их за дверь. Отключение от цифрового мира поможет подключиться к своей мудрости, интуиции и творческому потенциалу. А когда проснетесь утром, не начинайте свой день со взгляда на смартфон. Потратьте одну минуту – поверьте мне, у вас есть эта минута, – чтобы глубоко вздохнуть, или выразить благодарность, или составить план действий на грядущий день. Способность удивляться И люди идут дивиться горным высотам [морским валам, речным просторам], океану, объемлющему землю, круговращению звезд – а себя самих оставляют в стороне! – Св. Августин Отправляясь путешествовать в свой внутренний мир На следующее утро после запуска немецкоязычной версии HuffPost в Германии в октябре 2013 года я ехала в машине из центра Мюнхена, направляясь в аэропорт. Шел дождь, и все вокруг мерцало, как в сказке. Все здания и деревья выглядели словно окутанные чудесной вуалью. А когда я приехала на место – все, с кем бы я ни разговаривала, как один жаловались на дождь. Погода вокруг нас была одна и та же, но ощущали мы ее по-разному. Чудеса – это не только то, что мы видим. То прекрасное, таинственное или неповторимое и непостижимое нечто, которое предстает нашему взору. Это в такой же степени и продукт нашего душевного состояния, нашего существа и жизненной позиции, с которой мы созерцаем мир. В другое время, в другом городе (может быть, даже в большинстве случаев в большинстве городов) мне бы тоже опостылел этот дождь. Но именно в то время, в том конкретном городе мне вместо этого на ум пришло стихотворение Элберта Хаффстиклера (я знаю, его имя похоже на немецкое, но он родом из Техаса): Мы забываем, что состоим в основном из воды, покуда не начинается дождь и каждый атом нашего тела не начинает стремиться домой. Бесчисленные вещи в повседневной жизни могут пробудить почти постоянное состояние удивления, хорошо знакомое нам в детстве. Но иногда, чтобы их увидеть, мы должны посмотреть на них другими глазами. Стимулы есть. Но в состоянии ли мы ощутить их? Я вспоминаю один из ясных калифорнийских вечеров, когда мои дочки были еще совсем маленькими – когда казалось, что звезды так близко, что до них можно дотянуться рукой. Мы лежали на траве во дворе за домом, я обнимала прильнувших ко мне с двух сторон Кристину и Изабеллу, и мы следили за проплывающей мимо нас Вселенной. Изабелла протягивала ручки вверх, пыталась отколупнуть звездочку с краешка неба, а Кристина, как обычно, задавала вопросы: «Мама, что заставляет это двигаться?» Ее вопрос стар как мир. Когда люди начали задумываться о скрытых причинах вещей, они встали на путь открытия науки. Движущей силой нашего великолепного научного века была любознательность. «К изучению философии человека впервые привело – впрочем, так это происходит и сегодня – любопытство», – пишет Аристотель. Первое воспоминание физика Джеймса Кларка Максвелла – это как лежа на траве, он «смотрит на солнце и дивится». Нередко это чувство удивления становится еще сильнее, когда его вызывают вещи весьма обыкновенные и непритязательные – лица наших детей, дождь, цветы, ракушки. Как сказал однажды Уолт Уитмен: «В конце концов, главный урок состоит в том, что никакие грандиозные творения природы – будь то Альпы, Ниагара, Йосемитский национальный парк или что-то другое – не превосходят по красоте или величию обыкновенного восхода и заката солнца, земли и неба, обычных деревьев и травы». Цветущее поле весной, осенняя луна И летний ветерок, снежинки в декабре. Если не отвлекаться на ненужные мысли, Нет лучшего времени года. – Умэнь[25] В основе нашего светского века лежит роковая ошибка, приведшая к тому, что мы стали рассматривать организованную религию и духовную истину, которые воплощает человек, как одно и то же. Это привело к тому, что миллионы людей отвергают реальность последней, потому что отрицают первую. Потребность познать себя, являющаяся, по существу, ключевым компонентом духовного поиска, глубоко в нас укоренилась, так же как и основные инстинкты – инстинкт самосохранения, сексуальный инстинкт и стремление к власти. Как писал Гете: «Эта жизнь, милостивые господа, слишком коротка для нашей души». Ежедневные старания никогда не смогут удовлетворить глубочайшие потребности человека. «Хотя я и атеист, – пишет профессор философии Джесси Принц, – через некоторое время я все же понял, что я духовный человек». И все большее число людей, называющих себя атеистами потому, что они не приемлют организованную религию и то, как в ней изображается Бог (особенно в образе бородача на небесах), признают, что им доводится испытывать благоговение и удивление в жизни. То есть ощущения, заставляющие застывать посередине пути, переносящие в скрытые миры и дающие возможность заглянуть в бездонные тайны жизни. Эйнштейн определял чудо как предварительное условие для жизни. Он писал, что тот, кто не умеет удивляться, «кто остается равнодушным, кому не дано созерцать или испытывать глубокое душевное волнение очарованной души, – тот с таким же успехом может и вовсе не жить, ибо он уже труп». На протяжении истории великим ученым, которых Артур Кестлер[26] называет «любопытными Варварами», подглядывающими в замочную скважину вечности», также была свойственна эта по-детски непосредственная способность удивляться. Я прекрасно пониманию природу человеческой любознательности – свойства, на протяжении веков подталкивавшего людей к исследованию космического пространства. Но лично для меня идея изучения внутреннего мира всегда казалась куда более привлекательной. Между ними, безусловно, существует некая связь. Астронавты не раз сообщали о качественно новых ощущениях, которые они испытывали, глядя на Землю из космоса, – явлении, получившем название «эффект обзора». Вот как его описал шестой человек, побывавший на Луне, астронавт Эдгар Митчелл: «Было поразительное ощущение, что природа Вселенной вовсе не такая, как меня учили… Я не только видел эту связь, я ее ощущал… Я был потрясен физическим и психическим ощущением простирания в космос. Я понял, что это биологическая реакция моего мозга, пытающегося перестроить и придать смысл информации о прекрасных и удивительных процессах, которые удостоился чести созерцать». Зачем нам лететь на Луну, если мы не в состоянии пересечь пропасть, которая отделяет нас от самих себя? Это самое важное из всех путешествий и открытий, и без него все остальное не только бесполезно, но и губительно. – Томас Мертон[27] Увлеченный идеей заселения Марса бизнесмен Илон Маск так выразил другую извечную мечту человечества: «Я пришел к выводу, что мы должны стремиться к расширению сферы и масштаба человеческого сознания, чтобы лучше понять, какие вопросы стоит ставить. В действительности единственное, что имеет смысл, – это стремиться к более глубокому и всеобщему просветлению. Но всеобщего просветления невозможно достичь без личного просветления. И духовные учителя, и поэты, и сочинители песен – все они разными способами на протяжении веков говорили нам, что ключ к постижению загадки человеческой души лежит в безусловной любви, которая одновременно является мостиком, соединяющим наш священный внутренний мир с неистовым миром вокруг нас. Или, как в своей книге «Сирены Титана» сказал Курт Воннегут, «цель человеческой жизни, кто бы ею ни управлял, – любить всех вокруг, кто нуждается в твоей любви». А теперь у нас есть результаты исследований, подтверждающие все сказанное ранее в текстах песнопений и священных книгах. Например, профессор Джордж Вейллант курировал лонгитюдное исследование «факторов счастья». Начиная с 1938 года он изучал жизнь 268 студентов мужского пола Гарвардского университета и в конце концов заметил: «Через семьдесят пять лет, потратив выделенные на это исследование двадцать миллионов долларов, я пришел к следующему незатейливому выводу, укладывающемуся в несколько слов: «Счастье есть любовь. Точка». Примерно то же самое, не затратив на это семидесяти пяти лет и не израсходовав 20 миллионов долларов, сказал английский поэт Тед Хьюз: «Люди сожалеют лишь о том, что они недостаточно смело жили, не вкладывали достаточно сердца, недостаточно сильно любили. Все остальное вообще не имеет никакого значения». Природа и искусство создают самую благоприятную почву для ощущения чуда. Эссеист и философ Ален де Боттон описывает искусство как «лекаря души». «Произведения искусства, – пишет он, – столь высоко ценятся в мире финансов и в культурной среде, что легко забыть о расхождении взглядов по поводу того, ради чего они на самом деле существуют». Говоря об одной из самых популярных картин Лондонской национальной галереи «Пруд с водяными лилиями» Клода Моне, он отмечает опасение некоторых, что «любовь к этому виду искусства приводит к заблуждению: те, кто восхищается красивыми садами, рискуют забыть о реальности – о войнах, болезнях, политических ошибках, безнравственности». «Однако истинная проблема нашей жизни, – утверждает Ален де Боттон, – кроется в другом. Реальная опасность заключается в том, что мы впадаем в депрессию и отчаяние; опасность в том, что мы можем потерять веру в будущее «человеческого проекта». А искусство как раз идеально подходит для борьбы именно с этим видом уныния. Весенние цветы, голубые небеса, дети, резвящиеся на пляже… вот что такое «визуальные символы надежды».