Защищая Джейкоба
Часть 14 из 76 Информация о книге
– Только что приехал, Дафф, но что еще нам остается делать? Он наш единственный реальный подозреваемый. Молоденький мальчик погиб, а этот парень любит молоденьких мальчиков. Он уже раскололся, что был в то утро в парке. Патц знает окрестности. Он околачивается там каждое утро, так что в курсе того, что ребятишки ходят через парк в школу. При его габаритах для него не составило бы ровным счетом никакого труда справиться с жертвой. У нас есть мотив, способ, возможность. Так что продолжайте, пока что-нибудь из него не выжмете. Взгляд Даффи скользнул на других полицейских в комнате, потом вновь вернулся ко мне. – Его адвокат все равно сейчас прикроет эту лавочку. – Значит, нельзя терять времени, разве не так? Возвращайся туда. Вытяни из него признание, и он у меня сегодня же днем предстанет перед большим жюри. – Вытянуть признание? Вот так просто взять и вытянуть? – Это то, за что тебе платят бешеные бабки, приятель. – А как же ребятишки в школе? Я думал, мы копаем в том направлении. – Дафф, мы продолжим разрабатывать эту версию, но чем мы на самом деле располагаем? Кучкой перепуганных детишек, болтающих языком на «Фейсбуке»? И что? Посмотри на этого парня. Просто посмотри на него. У тебя есть подозреваемый лучше? У нас вообще больше никакого подозреваемого нет. – Ты в самом деле в это веришь? Думаешь, это он? – Да. Возможно. Возможно. Но нам нужно что-то реальное, чтобы доказать это. Вытяни мне из него признание, Дафф. Найди мне нож. Найди мне что угодно. Нам нужно хоть что-нибудь. – Ну ладно. – Даффи решительно посмотрел на детектива из отделения полиции Ньютона, с которым они вместе работали над этим делом. – Попробуем еще раз. Как требует начальник. Полицейский заколебался, с сомнением глядя на Даффи. В его взгляде явственно читалось: «Зачем попусту тратить время?» – Попробуем еще раз, – повторил Даффи. – Как он говорит. М-р Лоджудис: Такой возможности им не представилось, верно? Детективы в тот день так и не вернулись в комнату для допросов к Леонарду Патцу? Свидетель: Нет, не вернулись. Ни в тот день, ни впоследствии. М-р Лоджудис: Как вы к этому отнеслись? Свидетель: Я считал, что мы делаем ошибку. Основываясь на том, что нам было известно в то время, нельзя было сбрасывать Патца со счетов в качестве обвиняемого в самом начале расследования. На тот момент он оставался нашим наиболее вероятным подозреваемым. М-р Лоджудис: Вы до сих пор так полагаете? Свидетель: Вне всякого сомнения. Мы должны были разрабатывать Патца дальше. М-р Лоджудис: Почему? Свидетель: Потому что на него указывали улики. М-р Лоджудис: Не все улики. Свидетель: Не все? Все улики никогда не указывают в одном направлении, во всяком случае в таких сложных делах, как это. В том-то и проблема. Вы не располагаете всей информацией, данных недостаточно. Нет ни четкой закономерности, ни однозначного ответа. Поэтому детективы делают в точности то же самое, что и все обычные люди: строят в уме какой-то рассказ, какую-то версию, а затем начинают искать данные, улики, которые свидетельствовали бы в ее пользу. Сначала они выбирают подозреваемого, затем собирают улики, подтверждающие его виновность. И перестают замечать улики, которые указывают на других подозреваемых. М-р Лоджудис: Как Леонард Патц. Свидетель: Как Леонард Патц. М-р Лоджудис: Вы намекаете на то, что именно это и произошло в данном случае? Свидетель: Я намекаю на то, что да, определенно были допущены ошибки. М-р Лоджудис: И как же детектив должен вести себя в такой ситуации? Свидетель: Он не должен с ходу зацикливаться на одном подозреваемом. Потому что, если его догадка окажется неверной, он не заметит улик, указывающих на правильный ответ. Он не станет обращать внимание даже на очевидные вещи. М-р Лоджудис: Но детектив обязан строить версии. Ему нужно сосредотачивать усилия на подозреваемых, и, как правило, еще до того, как располагает на них явными уликами. Что еще ему остается делать? Свидетель: Это дилемма. Ты начинаешь всегда с догадки. И иногда твоя догадка оказывается неверной. М-р Лоджудис: А в этом деле тоже чьи-то догадки оказались неверны? Свидетель: Мы не знали. Мы просто не знали. М-р Лоджудис: Ладно, продолжайте свой рассказ. Почему детективы не смогли вернуться к допросу Патца? В разыскное бюро вошел пожилой мужчина с потрепанным адвокатским портфелем. Его звали Джонатан Клейн. Он был невысокий, худощавый, чуть сутуловатый, с длинными и ослепительно-белыми волосами. Он зачесывал их назад, на затылок, откуда они ниспадали на воротник пиджака. На нем был серый костюм с черной водолазкой. Завершала образ седая эспаньолка. – Энди, привет, – негромко произнес он. – Джонатан. Мы с искренней теплотой пожали друг другу руки. Я всегда любил и уважал Джонатана Клейна. Интеллигентный и какой-то неуловимо богемный, он был совершенно не похож на меня. (Я-то незатейлив, как хлебный тост.) Но он никогда никого не поучал и не врал, чем очень отличался от своих собратьев по адвокатуре, которых особенно не заботила правда, к тому же был человеком по-настоящему умным и знал закон. Джонатан был – по-другому и не скажешь – мудрым. Кроме того, должен признаться, меня по-детски тянуло к мужчинам из поколения моего отца, как будто я все еще питал слабую надежду избавиться от печати сиротства, пусть даже уже в весьма взрослом возрасте. – Я хотел бы увидеть моего клиента, – произнес Клейн тихо. Голос у него был негромким от природы – это не манерничанье и не тактический прием, – поэтому люди в его присутствии имели обыкновение притихать. Ты невольно ловил себя на том, что склоняешься к нему ближе, чтобы расслышать, что он говорит. – Джонатан, я не знал, что вы представляете этого малого. Не слишком-то это почетное для вас дело. Защищать какого-то вшивого педофила, любителя пощупать мальчиков? Это плохо скажется на вашей репутации. – На моей репутации? Мы же адвокаты! В любом случае Патц здесь не потому, что он педофил. Мы оба это знаем. Для дела о щупанье мальчиков тут слишком много копов. Я отступил в сторону: – Ладно. Он там. Проходите. – Вы выключите камеру и микрофон? – Угу. Хотите, можно перейти в другое помещение. – Нет, ну что вы. – Он мягко улыбнулся. – Энди, я доверяю вам. – Достаточно, чтобы позволить вашему подзащитному продолжить говорить? – Нет-нет. Для этого я слишком вам доверяю. Больше Патца не допрашивали. Половина десятого вечера. Лори лежала на диване, примостив свою книжку домиком на животе, и смотрела на меня. На ней была коричневая футболка с треугольным вырезом, украшенным по краю крупной вышивкой, и очки в роговой оправе. С годами она нашла способ адаптировать стиль, который предпочитала в молодости, к зрелому возрасту: пейзанские вышитые блузы и рваные джинсы юной богемной интеллектуалки трансформировались в более элегантную, облагороженную версию того же образа. – Ты не хочешь об этом поговорить? – спросила она. – О чем – об этом? – О Джейкобе. – Мы же уже поговорили. – Я знаю, но ты сидишь мрачный. – Я не сижу мрачный. Я смотрю телевизор. – Кулинарный канал? – с мягкой иронией во взгляде улыбнулась она. – Так ничего другого не показывают. И вообще, я люблю готовить. – Нет, не любишь. – Я люблю смотреть, как готовят другие. – Все в порядке. Если ты не хочешь, я не буду на тебя давить. – Не в том дело. Просто тут не о чем разговаривать. – Можно задать тебе один вопрос? Я закатил глаза. Как будто, если бы я сказал «нет», это что-то бы изменило. Лори взяла с кофейного столика пульт и выключила телевизор. – Когда мы сегодня беседовали с Джейкобом, ты сказал, что не считаешь, что он в чем-то виноват, но потом все-таки учинил ему форменный допрос. – Ничего я не учинял. – Учинил. Да, напрямую ты ни в чем его не обвинил, но тон у тебя был… прокурорский. – В самом деле? – Немного. – Это вышло непроизвольно. Я потом перед ним извинюсь.