Основные произведения иностранной художественной литературы. Азия. Африка
В стихах, вошедших в сборник «Слезы и цветы для Мельян» (1974), поэт выступает как свидетель своего времени и, подобно гриоту, поет славу героическим персонажам африканской истории, которые стали героями мифов и легенд народа буале. Мамаду Диалло восстает против «мерзостей захватнических войн», ведущихся от «лица лицемерной цивилизации». Но с появлением в стихах женщины (матери или любимой) читатель попадает в волшебный мир, где царит любовь и красота. Поэзия Мамаду Диалло богата образами и красками, пришедшими из родной природы. Основные темы его произведений — гуманизм, воспевание природы, красоты и романтизация ценностей прошлого Африки. Задача поэта — своим творчеством открыть глаза читателям на богатую историю Африки и на проблемы, «которые одолевают этот континент».
Произведения Мамаду Диалло[Стихи] / Пер. с фр. Л. Григорьева // Поэты Западной Африки. — М., 1983,— С. 50–52.
[Стихи] / Пер. с фр. Ю. Стефанова // Избранные произведения поэтов Африки. — М., 1983. — С. 68–71.
[Стихи] / Пер. с фр. Ю. Стефанова // Поэзия Африки, — М., 1979.— Т. 2,— С. 102–107.
Pleurs et fleuis pour Meliane. — Dakar: NEA, 1974. — 76 p.
Tam-tam noir. — Abidjan: Ed. Afr., 1970,— 44 p.
Литература о писателеBonneau R. Le prix litteraire Houphouet — Boigny en poesie: «Tam-tam noir» de Mamadou Diallo // Ebumea. — 1971,— Oct. — P. 36–37.
Diallo Mamadou // Diallo Mamadou. Pleurs et fleuis pour Melliane. — Abidjan, 1974. — P. 5–7.
ЛИТЕРАТУРА НИГЕРИИ
КРИСТОФЕР ОКИГБО (CHRISTOPHER OKIGBO. 1932–1967)
Поэт, безвременно ушедший из жизни во время гражданской войны в Нигерии (1967–1970), на которой сражался в чине майора на стороне мятежной Биафры. Писал на английском языке. Окончив в 1960 г. классическое отделение Ибаданского университета, работал секретарем министра науки и информации Нигерии, преподавал латынь в средней школе (1958–1960), был библиотекарем в Нигерийском университете (г. Нсукка, 1960–1962). В 1962–1966 гг. Окигбо являлся западноафриканским представителем при издательстве «Кембридж университи пресс» (г. Ибадан), членом редколлегии издававшегося в Уганде журнала «Транзишн» и издательства «Мбари-пресс» (г. Ибадан). В 1967 г. совместно с Чинуа Ачебе создал в городе Энугу собственное издательство. На Первом фестивале негритянского искусства в Дакаре (1966) был удостоен главной литературной премии, которую отказался принять, заявив, что «негритянского искусства» не существует: литература бывает только хорошая и плохая. «Поэт не пытается выразить свою африканскую сущность, — говорил он в одном интервью. — Поэт выражает себя».
Окигбо — автор трех поэтических сборников: «Небесные врата» (1962), «Пределы» (1964), «Лабиринты и тропы грома» (1971). Он принадлежал к числу тех африканцев, которые получили образование на родине, поэтому ему удалось избежать конфликта с родной культурой, отчужденности и разочарования, характерных для большинства его собратьев по перу. Образование, пусть ограниченное рамками колониальной идеологии, ввело его в мир европейской и американской словесности. Начинал как поэт для избранных, испытав влияние Мелвилла, Малларме, Тагора, Гарсиа Лорки, Эзры Паунда и Т. С. Элиота. От Элиота он унаследовал умение выражать сложные идеи простым языком, у Эзры Паунда заимствовал стремление адаптировать и по-своему переосмыслить мировое поэтическое наследие. В стихах Окигбо слышится одновременно классический греческий хор, гармония христианской мессы, ритуальные напевы традиционной африканской поэзии. Окигбо являлся сугубо африканским поэтом со специфической системой образности и мировосприятия. Основной мотив двух первых сборников — инициация, переход во взрослую жизнь. Окигбо отразил боль возмужания, страх перед будущим, где живет одиночество и разочарование, неизменные спутники зрелости, через которые лирический герой приходит к очищению. Поэзия Окигбо трудна для восприятия: часто за богатой образностью и усложненной символикой теряется смысл. Эго сознательный прием поэта, называвшего себя «творцом звуков»: он стремился добиться не семантического, а музыкального звучания слов. Особое место в творчестве Окигбо занимает тема поэта и поэзии. В своем поэтическом служении он как бы приносит жертву богам; предназначение поэта заключается для него в том, чтобы уловить шепот грядущего и облечь его в слова. Поэт, считает Окигбо, — неотъемлемая часть общества и народа; выражая свой внутренний мир, он не может хотя бы косвенно не отразить то общество, в котором живет. В цикле стихов «Тропы грома», написанном в 1965–1966 гг. и вошедшем в посмертный сборник «Лабиринты», отчетливо звучат патриотические мотивы, чувствуется тревожная атмосфера надвигающейся гражданской войны.
Произведения Кристофера ОкигбоМорская дева; Глаза видят звезды; Любовь в разлуке; Переулок должника / Пер. А. Сергеева // Поэзия Африки. — М., 1973.— С. 407–410.
И грянул гром; Воцарись, гром; Элегия для альта / Пер. О. Волгиной. // Поэты Западной Африки, — М., 1983,- С. 166–170.
Heavensgate. — Ibadan: Mbari Press, 1962. — 39 p.
Limits. — Ibadan: Mbari Press, 1964. — 24 p.
Labirinths, with Paths of Thunder. — New York: Africana, 1971.— 71 p.
Collected Poems / Pref. by Paul Theroux; Introduction by Adewale Maja-Pearce. — London: Heinemann, 1986,- XXVIII, 99 p.
Литература о писателеAnozie S.О. Christopher Okigbo: Creative Rhetoric. — London: Evans, 1972,— 203 p.
Dathome O. R. African Literature. IV: Ritual and Ceremony in Okigbo’s Poetry // Journal of Commonwealth Literature. — 1968.— N 5,— P. 79–91.
Theroux P. Christopher Okigbo // Introduction to Nigerian Literature. — Lagos, 1971,— P. 135–151.
Whitelaw M. Interview with Christopher Okigbo. 1965 // Journal of Commonwealth Literature. — 1970. — N 9. - P. 28–37.
ЛИТЕРАТУРА СЕНЕГАЛА
УСМАН СОСЕ (OUSMANE SOCE, 1911–1974)
Писатель старшего поколения прозаиков Сенегала начал творческую деятельность в 1930-х гг. Это были годы, когда началось формирование сенегальской литературы. Поэт и прозаик Усман Сосе, полное имя Усман Сосе Диоп, родился в 1911 г. в г. Рюфиске. Учился в местной коранической школе, а затем в лицее Вильяма Понти. Он был в числе первых студентов, получивших возможность учиться во Франции, где окончил Национальную ветеринарную школу, Парижский институт тропической ветеринарии и почти одновременно в 1935 г. факультет литературы и языка. Вернувшись в Сенегал У. Сосе возглавил Инспекцию по наблюдению за скотом в Сенегале. В 1946 г. его избирают во французский Сенат, а через год он был назначен секретарем Совета Французской Республики. В 50-е гг. Усман Сосе жил в Сенегале и издавал журналы: «Фар де Пари», «Бинго», «Регруппеман». С 1958 по 1968 г. он занимал различные министерские посты, был мэром г. Рюфиска, послом Сенегала в США и представителем ООН от Сенегала. Надвигающаяся слепота вынудила его выйти в отставку, но он остался председателем сенегальской секции Международного Пен-клуба. В 1948 г. У. Сосе был удостоен Большой литературной премии морских и заморских территорий Франции.
Первый роман У. Сосе «Карим» вышел в свет в 1935 г. и был первым франкоязычным романом Западной Африки. В нем прозвучали ноты элегического сожаления об ушедшем славном прошлом Сенегала и разочарования в современном африканском обществе, испытавшем влияние европейской культуры. Роман прост по композиции и строится в духе привычной схемы автобиографического романа. Время действия — 30-е гг. XX в. Герой романа — потомок знатного рода сенегальцев — служит в одном из учреждений колониальной администрации. Он и его товарищи, живущие в Дакаре, испытывают перекрестное влияние двух противоборствующих начал. С одной стороны, они одеваются по-европейски, читают Гюго, Корнеля, с другой — любят слушать гриотов и под их пение воображать себя потомками древних героев Сенегала. Любование стариной, ее традициями, обычаями, идеализация «негроафриканских» добродетелей и дали основание некоторым африканским писателям отнести «Карима» к разряду «розовой», или «живописной», но не социальной литературы. Однако основная задача, стоящая перед писателем, была не в любовании стариной, а в показе столкновения двух укладов. Молодежь привлекает европейская цивилизация, но порвать с традицией своего народа большинство из них не решается, не решается на это и герой романа Карим.