Основные произведения иностранной художественной литературы. Азия. Африка
Второй роман У. Сосе «Миражи Парижа» вышел в свет в 1937 г. Здесь, как и в первом романе, композиция книги определяется историей жизни одного главного героя, как и в «Кариме», рассказ, хотя и ведущийся от третьего лица, воспринимается как автобиографический, однако манера писателя меняется: обнаруживается влияние европейских авторов. Начало действия романа относится к 30-м гг., заканчивается оно накануне Второй мировой войны. Продолжая и развивая основной мотив «Карима», Сосе подчеркивает разорванность сознания «африканской элиты». Но время изменилось, и рассказ о Фара, молодом человеке тех же предвоенных лет, воспринимается по-иному, чем рассказ о Кариме. Если в «Кариме» автор обеспокоен ассимиляцией африканцев, то в «Миражах Парижа» герой выступает в защиту смешанной цивилизации и против африканского национализма. Сюжет романа весьма тради-ционен. Молодой сенегалец, как и Карим, воспитанный в сельской местности, в доме почтенных состоятельных родителей, едет в Париж, чтобы осуществить мечту своей юности — увидеть великую страну и великую столицу. Его поездка затягивается на много лет, и Фара уже не суждено снова увидеть Африку: полюбив французскую девушку, он женится на ней, ломая сопротивление ее родителей, которые возмущены тем, что их дочь полюбила чернокожего. Но когда Жаклин умирает во время родов, Фара не может перенести ее смерть и бросается в Сену, из которой, как ему кажется, к нему протягиваются руки умершей возлюбленной.
Произведения Усмана СосеKarim, roman senegalais. — Paris: Puyfonjat, 1935 — 125 p.
Mirages de Paris. — Paris: Houv. ed. Latines, 1937. — 238 p.
Contes ot legendes d’Afrique Noire. — Dakar: Gensul et Larcin, 1942. — 82 p.
Ruthmes du khalam: Poemes / Pref de G Larche. — Paris: Nouv. ed. Latine, 1962. — 60 p.
Литература о писателеИвашева В. В. Усман Сосе // Ивашева В. В. Литература стран Западной Африки, — М., 1967. — С. 32–43.
Никифорова И.Д. О национальной специфике западно-африканских литератур. — М., 1970.— С. 51–62.
Dathome О. R. Ousmane Soce // Dathome О. R.The Black mind. — Minneapolis, 1974.— P. 333–334.
Joppa F. A. Situation de «Mirages de Paris» d’Ousmane Soce dans le roman neoafiicain // Presence francophone.- 1970,- N 1.— P. 219–232.
ЛИТЕРАТУРА ТАНЗАНИИ
РОБЕРТ ШААБАН (SHAABAN ROBERT. 1909–1962)
Основоположник современной литературы на языке суахили. Родился и жил в Танганьике (ныне Танзания). По окончании школы, блестяще сдав экзамен по английскому языку, стал первым в Британской Восточной Африке служащим из числа африканцев. Долгие годы проработал в различных учреждениях колониальной администрации. Помимо литературной деятельности занимался сбором и изучением памятников суахилийской литературы. С 1932 г. начал публиковать стихи в газетах. В 1936 г. его автобиографическая повесть заняла первое место на конкурсе начинающих восточноафриканских литераторов. В 1942 г. писатель откликнулся на события Второй мировой войны поэмой «Война за свободу», написанной в традиционном жанре утензи. С середины 1940-х гг. его повести и произведения малых форм публиковались регулярно. Принадлежащий одновременно двум культурам — восточноафриканской и европейской, — Роберт Шаабан продолжил традиции классической суахилийской словесности, одновременно став родоначальником современной прозы. Повести, которые в литературоведении ошибочно называют «сказочными», на самом деле представляют собой философские притчи просветительского характера, использующие сюжеты, образы и архитектонику восточного фольклора. В повести «Адили и его братья» (1952), написанной по мотивам сказок «Тысячи и одной ночи», неотъемлемой части устной традиции восточноафриканского побережья, писатель проповедует общечеловеческие ценности и обличает порок. В двух следующих повестях цикла, позже написанных, но раньше опубликованных, — «Куфикирика» (1946) и «Кусадикика» (1951) — от фольклора остается лишь рамочная композиция, а просветительское звучание усиливается. Кусадикика — вымышленная страна, в которой «сосредоточена половина земных несчастий». Главный герой, Карама, по ложному обвинению предстает перед судом. Суд — это рамка, а речи героя в свою защиту — вставные эпизоды, представляющие собой рассказы о путешествиях в фантастические страны. Карама выступает за принятие справедливых законов и другие прогрессивные преобразования, благодаря которым Кусадикика впоследствии начинает процветать. Новым шагом в творчестве писателя стала повесть «Утубора», где образ «нравственного человека» воплощается в реалистическом ключе. Поиск положительного героя в реальной жизни привел Роберта Шаабана к созданию «Жизни Сити бинта Саад, занзибарской певицы», которая упорством и талантом сама проложила себе путь к славе. Попав в конце жизни под влияние социалистических идей, написал социальную утопию «День тружеников». Взгляды Шаабана на мир и человека — расплывчатая система утопических идей, полученная в результате механического соединения мусульманских и христианских элементов, освобожденных от религиозного звучания, с новыми установками, порожденными социальным прогрессом и эмансипацией личности. Вместо праведности и набожности он предлагает иные пути преодоления человеческой бренности: целеустремленность, упорный труд. Писатель создал новые этические ценности, приемлемые для широкого круга людей независимо от их религиозной и политической принадлежности.
Произведения Роберта ШаабанаИзбранное / Сост. и предисл. А. Жукова. — Л.: Худож. лит., 1981,— 254 с.
Моя жизнь / Вступ. ст. А.Жукова. — Л.: Худож. лит., 1969.— 180 с.
Diwani уа Shaaban: In 12 vol. — Dar es Salaam: Tanzania Publ. House, 1966–1969.
Литература о писателеЖуков А. А, Ступина Е. Н. Становление малых повествовательных форм в современной литературе суахили (творчество Шаабана Роберта) // Развитие жанров в современных литературах Африки. — М., 1983. — С. 159–168.
Щеглов Ю. К. Проза и драматургия // Щеглов Ю. К. Современная литература на языках Тропической Африки. — М., 1976. — С. 228–230.
Knappert J. Shaaban Robert // Four Centuries of Swahili Veise. — London, 1979. — P. 267–278.
ЛИТЕРАТУРА ЮЖНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОЛИВ ШРЕЙНЕР (OLIVE SCHREINER. 1855–1920)
Писательница и общественный деятель Олив Шрейнер (Шрайнер) — основоположница англоязычной литературы Южной Африки. Родилась в Капской колонии в семье миссионера, выходца из Германии. Не получив систематического образования, в 17 лет пошла гувернанткой на бурскую ферму, где и начала писать. В 1881 г. уехала в Лондон, рассчитывая получить медицинское образование, но выход в 1883 г. романа «Африканская ферма» (под псевдонимом «Ральф Айон») резко изменил судьбу писательницы. В Европе сблизилась с социалистами. Вернувшись в 1891 г. на родину, занялась литературной и общественной деятельностью; во время англо-бурской войны 1899–1902 гг. резко выступала против действий англичан, за что подверглась репрессиям со стороны властей; являлась активным противником расистской политики. Написанные в этот период очерки, затрагивающие проблемы расизма и равноправия рас, составили посмертно изданную книгу «Мысли о Южной Африке» (1923). Неприятие английской колониальной политики нашло выражение в повести «Рядовой Питер Холкит из Машоналецда» (1897), проникнутой искренней симпатией к африканцам. В центре повести — трагическая судьба английского солдата, приехавшего в Южную Африку за легкой наживой, но постепенно убеждающегося в неправомерности действий англичан, которые используют армию для подавления восстания коренного населения. Для повести характерно сочетание реалистического повествования с аллегорическими приемами. Но больше всего писательницу волновала проблема женского равноправия, получившая воплощение в серии очерков «Женщина и труд» (1911), автобиографических романах «Африканская ферма», «От одного к другому» (опубл. 1926), «Ундина» (опубл. 1928), а также в сборнике «Рассказы, мечты и аллегории» (опубл. 1923), заслужившем высокую оценку М. Горького. В 1913 г. тяжело больная Шрейнер переехала в Лондон, где оставалась до 1920 г., вернувшись на родину за три месяца до смерти. Часть состояния завещала на ежегодную стипендию для малоимущих женщин, желающих получить медицинское образование.