Лицо суфизма
заблуждение – действия, совершение которых подвластно одному лишь Всевышнему
Аллаху, и они относятся к свойствам, присущим Ему одному. И это убеждение не
подлежит оспариванию, и в нем нет разногласий среди Ахлю-с-Сунна. А вот
доказательства этого утверждения из Корана и Сунны:
Сказал Всевышний, обращаясь к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует):
«Вести их прямым путем – не твоя обязанность, ибо Аллах ведет прямым путем,
кого пожелает. Все, что вы расходуете, идет на пользу вам самим. Вы расходуете это
только из стремления к Лику Аллаха. Какое бы добро вы ни израсходовали, вам
воздастся сполна, и с вами не поступят несправедливо» (Корова, 272).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прилагал все возможные усилия для
того, чтобы курейшитов уверовали и встали на путь Истины, и, несмотря на это,
Всевышний сказал: «Большая часть людей не уверует, даже если ты страстно будешь
желать этого» (Йусуф, 103).
В Коране также приводится история Нуха (мир ему) и его сына, сказал Всевышний: «Он
поплыл с ними по волнам, подобным горам, и Нух (Ной) воззвал к своему сыну,
который одиноко стоял в стороне: «Сын мой! Садись с нами и не оставайся с
неверующими». Он сказал: «Я укроюсь на горе, которая спасет меня от воды». Он
сказал: «Сегодня никто не спасет от воли Аллаха, если только Он не
смилостивится». Тут волна разлучила их, и он оказался в числе потопленных» (Худ, 42-43).
Любой, кто станет размышлять над этой историей, непременно придет к выводу, что
выводить людей на путь Истины и сбивать их с этого пути не способен никто, кроме
Всевышнего Аллаха, даже Его посланники и пророки. Разве можно усомниться в том, что
Нух (мир ему) больше других желал прямого пути для своего сына, но при этом он мог
лишь призывать его, увещевать и напоминать ему… И все его старания и усилия не
увенчались успехом – потому что выведение на путь Истины - в руках Аллаха.
Также приводится в Коране история Ибрахима (мир ему) и его отца Азара и его народа.
Сказал Всевышний: «Прочти им историю Ибрахима (Авраама). Вот он сказал своему
отцу и своему народу: «Чему вы поклоняетесь?» Они сказали: «Мы поклоняемся
идолам и постоянно предаемся им». Он сказал: «Слышат ли они, когда вы взываете
к ним? Помогают ли они вам? И причиняют ли они вред?» Они сказали: «Но мы
видели, что наши отцы поступали таким образом». Он сказал: «Видели ли вы, чему
поклоняетесь вы со своими отцами? Все они являются моими врагами, кроме
Господа миров, Который сотворил меня и ведет прямым путем. Который кормит
меня и поит. Который исцеляет меня, когда я заболеваю. Который умертвит меня, а
потом воскресит. Который, я надеюсь, простит мой грех в День воздаяния» (Поэты, 69-82).
Прочитав эти аяты, мы можем заключить, что Ибрахим (мир ему) не смог вывести свой
народ, а вместе с ним и своего отца, на истинный путь – потому что он не обладал
способностью выводить на прямой путь кого пожелает.
Также мы находим в Коране историю Люта и Нуха (мир им обоим) – они не смогли
помочь своим женам, предавшим их, несмотря на то, что они были самыми близкими для
них людьми: «Аллах привел в качестве примера о неверующих жену Нуха (Ноя) и жену
Лута (Лота). Обе были замужем за рабами из числа Наших праведных рабов. Они предали
своих мужей, и те не спасли их от Аллаха. Им было сказано: «Войдите в Огонь вместе с
теми, кто входит туда» (Запрещение, 10).
Наиболее же веским доказательством ложности утверждений приверженцев суфизма,
является история нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его дяди
Абу Талиба. Сколько усилий приложил Пророк (да благословит его Аллах и
приветствует), стремясь вывести дядю на путь Истины. В течение многих лет его жизни и
когда он находился на смертном одре. Но у него это не получилось, и он не смог
осуществить желаемое. После этого он попросил у Аллаха прощения для Абу Талиба, но
Аллах не простил его. Более того, он запретил Пророку (да благословит его Аллах и
приветствует) просить об этом. Когда же увидел Аллах печаль и скорбь Пророка из-за
того, что Абу Талиб умер неверным, Он ниспослал один аят, посредством которого
напомнил Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), что никто не способен
выводить людей на прямой путь, кроме одного лишь Аллаха. Сказал Всевышний:
«Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только
Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто
следует прямым путем» (Рассказ, 56).
Этот аят разбивает все доводы противоречащего и заставляет замолчать упрямствующего
и говорящего об Аллахе то, о чем у него нет знания. Неужели после того, как Аллах
сказал своему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) эти слова, неужели
после того, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не смог добиться
выведения на путь Истины своего дяди, и прощения ему его грехов, - неужели после этого
мы должны верить в то, что суфийские шейхи выводят людей на прямой путь, вводят их в
заблуждение и прощают грехи?!.. Все мусульмане согласны с тем, что причиной
ниспослания этого аята послужила именно история Абу Талиба.
И сказал Всевышний, не оставив нам ни малейшего сомнения в этом вопросе: «Ты увидел
бы, что солнце на восходе уклонялось от их пещеры вправо, а на закате
отворачивалось от них влево. Они же находились в середине пещеры. Это были
некоторые из знамений Аллаха. Тот, кого Аллах ведет прямым путем, следует
прямым путем. Тому же, кого Он вводит в заблуждение, ты не найдешь ни
покровителя, ни наставника» (Пещера, 17).
При изучении приведенных текстов становится ясно, что выведение на прямой путь и
сбивание с него не является привилегией даже лучшего из посланников (не говоря уже о
суфийских шейхах), но это - качество Аллаха, присущее Ему одному, и кто верит, что
этой способностью обладает кто-то, кроме Всевышнего Аллаха, тот придает Аллаху
сотоварищей в Господстве. Да убережет нас Аллах от ширка!..
10 - Использования слова Сотворения «будь!» для осуществления своих целей (
«ат-тасарруф»)
Суфизм: утверждает, что его шейхи говорят чему-нибудь: «Будь!» - и оно сбывается, и
говорит один из них о вали, которого он сделал своим приемником: «Этот приемник –
Аллах подчинил ему слово Сотворения, и стоит ему сказать какой-нибудь вещи: «Будь!» -
и она начинает существовать с этого момента».
Говорит Абу ас-Су’уд: «Поистине, Аллах дал мне возможность распоряжения (ат-
тасарруф) еще пятнадцать лет назад, но мы оставили его из деликатности». И говорит ибн
‘Араби, комментируя эти слова: «Что касается нас, то мы оставили его не из
деликатности, но по причине совершенства знания».
Другой суфий говорит: «Я отказался от применения слова «Будь!» для осуществления
своих целей из-за своей благовоспитанности и почтительности по отношению к Аллаху».
И сказал шейх Ибрахим Нийас(?), перечисляя свои способности:
Мне (Аллахом) дано было Знание и Распоряжение,
Если скажу чему-нибудь: «Будь!» - тут же бывает без промедления…
Но я избрал Его своим Покровителем,
Он же в ответ избрал меня Другом.
И говорит аш-Ши’рани в биографии Баракята аль-Хаййата: «Если им приносили
баранину, а они желали голубиного мяса, баранина тут же превращалась в мясо голубя».
И спросили ат-Тиджани о словах, приписываемых Абду-ль-Кадиру аль-Джиляни: «Мое