Лицо суфизма
без позволения Аллаха, то никто не имеет права говорить: «Я дарую свое заступничество
такому-то…», - или: «Кто сделает то-то и то-то, получит заступничество». Также, никто
не имеет права просить заступничества у кого-то, говоря, например: «О мой шейх,
заступись за меня пред Аллахом в Судный День». Потому что мы не знаем относительно
этого шейха и того, кто просит его о заступничестве, доволен ли Аллах ими обоими или
кем-то из них, как не знаем мы и то, разрешит ли Аллах этому человеку заступаться. Даже
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), о котором мы знаем, что ему будут
даны все виды заступничества в Судный День – обращение к нему с просьбой о
заступничестве после его смерти не является дозволенным, и никто из нас не должен
говорить: «О Посланник Аллаха, заступись за меня!». Потому что заступничество в
загробном мире, как мы уже упоминали ранее, принадлежит одному лишь Аллаху, и
требование заступничества от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) –
требование того, чем он (да благословит его Аллах и приветствует) не владеет. А кто
желает заступничества Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), тот должен
просить его у Аллаха, говоря: «О Аллах, надели Пророка правом заступничества за
меня!», - или: «О Аллах, одари меня заступничеством Пророка (да благословит его Аллах
и приветствует)!», - и т.д. Это что касается Пророка (да благословит его Аллах и
приветствует), о котором мы знаем, что он первый из заступников и лучший их них. Если
с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) дело обстоит подобным образом, что же тогда можно сказать о других? И что можно сказать по поводу тех, о которых мы
не знаем, дано ли им будет право заступничества, - о суфийских шейхах и вали? Клянусь
Аллахом, надежда на их заступничество, подобна надежде жаждущего в пустыне,
который увидел мираж, показавшийся ему озером, а когда он подошел ближе, то ничего
не обнаружил и там и встретил своего Господа и получил Расчет.
Поистине, те, которые надеются на заступничество своих шейхов и просят его у них, -
они, поистине, не более чем язычники, которым Аллах высказал порицание за то, что они
поклонялись тому, что не могло принести им ни вреда, ни пользы, и за их слова: «Это –
наши заступники перед Аллахом». Сказал Всевышний: «Они поклоняются наряду с
Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят:
«Они – наши заступники перед Аллахом» (Йунус, 18).
И в том же аяте Аллах опроверг их слова самой, что ни на есть, доходчивой фразой:
«Разве вы можете поведать Аллаху о чем-то таком на небесах и на земле, о чем бы
Он не знал?» (Йунус, 18).
И сказал Всевышний: «Или же они взяли себе заступников помимо Аллаха?» (Толпы, 43), и в следующем аяте Он отверг возможность осуществления заступничества, иначе как
с Его позволения: «Скажи: «Аллаху принадлежит заступничество целиком» (Толпы, 44). Также Он отрицает и наличие заступника или покровителя у притесняющих и
нечестивых: «Не будет у беззаконников ни любящего родственника, ни заступника,
которому подчиняются» (Прощающий, 18). А кто же нечестивее, чем тот, кто обращает
поклонение не к Аллаху? Ведь просьба о заступничестве в загробном мире является
поклонением, а поклонение кому-либо, помимо Аллаха, запрещено; да и поклонение в
целом должно осуществляться только способом, установленным Всевышним, как мы об
этом говорили уже не раз.
И если мы посмотрим на жизнь сподвижников и их последователей (ат-таби’ин), мы не
обнаружим ни одного случая, когда кто-то из них сказал бы: «О Посланник Аллах,
заступись за меня!», - ни при эго жизни, ни у его могилы после его смерти. Но вот суфии –
лучшее поклонение, по их мнению – прийти к могиле Пророка (да благословит его Аллах
и приветствует), протянуть к ней руки и взывать к нему (да благословит его Аллах и
приветствует) с мольбой и просить у него (да благословит его Аллах и приветствует) заступничества перед Аллахом. Делая же это, они противоречит Корану и Сунне и
уклоняется от дороги Истины, вступая на путь заблуждения. Но если ты скажешь суфию, что то, что он делает, не является дозволенным, и противоречит Корану и Сунне, он в
ответ скажет тебе: «Замолчи! Ты - «ваххабит», ты ненавидишь Пророка (да благословит
его Аллах и приветствует), ты говоришь: «Моя палка лучше вашего Пророка», ты
запрещаешь посещать его могилу и взывать к нему, и запрещаешь просить его о
заступничестве…».
И в этом его ответе ложь мешается с истиной… Так, его слова: «Ты – «ваххабит»» - ложь, потому что мы не ваххабиты, и нас не называл так ни Аллах, ни Его Посланник (да
благословит его Аллах и приветствует).
Его слова: «Ты говоришь: «Вот эта палка лучше, чем ваш Пророк!»», - тоже ложь, более
того мы говорим: «Да проклянет Аллах сказавшего подобное!».
Его слова: «Ты запрещаешь посещать его могилу», - тоже не являются правдой. Мы
говорим только: «Кто желает посещать его могилу, пусть посещает, только делает это
согласно установленным правилам».
Что же касается его слов: «Ты запрещаешь взывать к нему (т.е. обращаться с ду’а) и
просить у него заступничества», - то это правда, и мы действительно запрещаем
обращаться с ду’а не к Аллаху (Высок Он и Велик), как запрещаем и просить
заступничества в загробном мире у кого бы то ни было, кроме Аллаха, поскольку все эти
действия являются поклонением, а поклонение кому-либо, кроме Аллаха, запрещено, будь
то король или пророк или шейх или устаз или кто-то другой.
28 - Любовь к суфийским шейхам
Суфизм: его последователи любят своих шейхов точно так же, как любят они Аллаха и
Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), не делая между ними
различия, и приравнивая своих шейхов к Аллаху и Его Посланнику (да благословит его
Аллах и приветствует). Их книги открыто говорят об этом, и текстов, на это
указывающих, существует бесчисленное множество. Мюрид должен любить своего
шейха, не приравнивая к нему никого в этой любви. Вот вам некоторые примеры из
суфийских книг.
Рассказывает аш-Ши’рани об одном из учеников Абу Мадйана(?), что он пробыл рядом
со своим шейхом всю его жизнь до самой смерти, и никогда не ел у него. Когда же его
спросили о причине этого, он ответил: «Я никогда не ел у шейха потому, что боялся, что к
моему стремлению и привязанности к шейху примешается стремление к чему-то
другому».
Также, последователи суфизма считают обязательным, чтобы любовь к жене, детям или
кому-то другому не превышала любовь мюрида к своему шейху. Рассказывает Ахмад ибн
аль-Мубарак историю о своем шейхе ад-Дибаге. Вот она вам в сокращенном виде…
Женился ибн аль-Мубарак на дочери факыха Мухаммада ибн Умара ас-Саджламаси(?). И
любил он эту девушку очень сильно, ад-Дибаг же спрашивал его: «Любишь ли ты меня
так же, как ее?» Он же честно отвечал: «Нет», и это задело шейха... Говорит аль-Мубарак:
«Да и как же иначе, если в сердце мюрида не должно остаться ничего, кроме шейха,
Аллаха и Его Посланника (заметьте: любовь к троим, причем шейх на первом месте!)». И
шейх делал ему намеки, которых он не понимал до поры до времени. Он говорил:
«Поистине, мой господин такой-то, - когда его мюрид хорошо узнал его, он не оставил
при нем ни жены, ни сына, чтобы он любил его одного». И вот, проходят дни, и жена ибн
аль-Мубарака заболевает и умирает. Тогда он всем сердцем привязывается к своему
единственному сыну от нее. Но вскоре тот тоже заболевает и умирает. После этого он
женился на сестре своей жены, и любит ее так же, как любил умершую жену, и она вскоре