Лицо суфизма
«Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и
скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, приобщать к Аллаху
сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и
наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете» ( Ограды, 33). Он также сообщил нам, что тот, кто совершает это, покоряется Шайтану и следует по его стопам. Сказал
Всевышний: «О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по
стопам сатаны. Воистину, он для вас – явный враг. Воистину, он велит вам творить
зло и мерзость и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете» ( Корова, 168-169).
66 – Вали («Святые»)
Суфизм: его представители приписывают вали такие свойства, которые не упоминаются
ни в Коране, ни в Сунне, и между вали суфизма и вали Шариата огромная разница, более
того, между ними нет ни малейшего сходства.
Вали у суфиев – это их шейх, и все, кто заявляет, что знает Сокровенное, являются по их
мнению, вали. И кто явил чудеса, и к кому приходит мистическое откровение (кашф), тот
является вали. И кто делает нечто необычное, и в его поведении и действиях заметны
странности – это тоже вали. И сумасшедшие, и слабоумные, и одержимые, и впадающие в
экстаз тоже принадлежат к категории вали. И кто отделился от людей, ушел в уединение и
пребывает в темноте, или скитается по пустыням, живет в пещерах и приручает зверей –
это тоже вали. И если суфии увидят могилу, над которой построен мавзолей или
гробница, или же могила находится в мечети, то лежащий в ней, по мнению суфиев, вали.
Круг вали, или «приближенных к Аллаху», у суфиев намного шире, чем то, о чем я уже
упоминал и еще упомяну, инша Аллах. А книга «Табакату-ль-авлийа» аш-Ши’рани
обеспечит нас историями о них и их иерархии.
Если мы почитаем суфийские книги, мы увидим, что они занесли в список вали даже тех, кто совершает запретное, открыто употребляет спиртное, и так же открыто
прелюбодействует, в том числе с представителями своего пола. А если кто-то возразит им, они говорят: «Это только так кажется внешне, и это – своеобразная иллюзия и видимость, создаваемая для рабов, и истинному вали никогда не повредит ослушание Аллаха, а вино, которое вы видели – оно превращается в его животе в чистое молоко».
Суфии чрезмерно превозносят и восхваляют своих вали. Они подняли их выше пророков, правдивейших и шахидов, и сказали, что вали в этой жизни обладает «святой силой», с
помощью которой они приобретают знания без обучения, и они знают тайну Величайшего
Имени Аллаха, и у них знание Скрижали и Письменной Трости, и к ним спускаются
ангелы и сообщают им Сокровенное и открывают им мысли людей, и что пропитание и
блага распространяются среди людей через их посредство. И поэтому следует
подчиняться им, просить у них помощи и содействия и нельзя противоречить им. Суфии
также говорят, что вали защищены от совершения грехов, а когда те все-таки грешат, суфии ссылаются на предопределение или говорят в качестве оправдания, что
установления Шариата ниспосланы не для них, у них есть свой «шариат», или же говорят, что эти действия являются грехом только в нашем понимании и представлении, а на
самом деле в них заключена великая мудрость и тайна.
Но суфии не ограничиваются этим. Они приписывают своим вали те же свойства,
которыми обладает их Господь, и они не оставили ни одно из качеств Аллаха, не приписав
его своим вали, и сказали: «Поистине, они знают Сокровенное и записанное в Хранимой
Скрижали, и распоряжаются во Вселенной, говорят чему-нибудь: «Будь!», - и оно тут же
сбывается, и наставляют на Прямой Путь и вводят в заблуждение, и исцеляют и насылают
болезнь, а также сохраняют мир от разрушения…».
Суфизм создал особую иерархию вали, разделив их на ранги и ступени, одни выше
других. Высший ранг – Кутб, или Гаус – для каждого времени может существовать только
один подобный. Есть еще автад, их во все времена четыре, с помощью одного из них
Аллах сохраняет восток, другого – запад, третьего – север и четвертого – юг, а точкой
разделения является Ка’аба. Далее – абдаль, их семь, и с их помощью Аллах сохраняет
семь областей. Есть еще нукаба. Их в каждое время двенадцать, по числу созвездий, а
также наджибы, хавариййи, раджабиййи и т.д. Вы можете обнаружить, что в разных
книгах эта иерархия несколько отличается. А сейчас мы предлагаем вашему вниманию
тексты, подтверждающие то, что суфии превратили вали в божеств:
1. Говорит аш-Ши’рани: «Шейх Мухаммад аль-Хадри говорил: «Земля передо мной
словно посуда, из которой я ем, а тела творений – как бутылки, я вижу то, что у них
внутри»».
2. Сказал Абу аль-‘Аббас аль-Мурси: «Если были бы открыта истинная сущность вали,
ему стали бы поклоняться».
Шейх ат-Тиджани комментирует эти слова следующим образом: «Потому что его
свойства из числа свойств Его Божества, и описания его – из числа Его описаний, потому
что с него снимаются все человеческие качества, как снимается шкура с овцы».
Я говорю, комментируя этот комментарий: к чему эти запутанные фразы? Значение этих
слов: «Если была бы открыта истинная сущность вали, люди узнали бы, что он перестал
быть человеком, и стал Богом». Скажи он так, было бы проще и понятнее, ведь
поклоняются только Богу.
3. Говорит ат-Тиджани: «Реальная природа познавшего (‘ариф) – охватывание всех
ангелов и всего существующего от Трона до земли. Он видит каждого из этих творений в
своей сущности, и если даже он пожелает заглянуть в Хранимую Скрижаль, в
Сокровенное, он смотрит на нее в своей сущности и ищет там, что пожелает».
4. Ат-Тиджани также сказал, описывая познавшего (‘ариф): «… что же касается взгляда, то он видит все существующее от Трона до земли – так, что от него не укрывается и
мельчайшая пылинка, независимо от того, находится ли она сзади или спереди или слева
или справа от него, над ним или под ним. Он видит все это одновременно, и оно
представляется ему единой и неразрывной сущностью, и эти вещи не смешиваются друг с
другом в его глазах, даже если меняется их положение, движения и цвета. Все эти вещи он
видит одновременно в том положении, в котором они пребывают в данный момент, со
всех сторон, и они не наслаиваются друг на друга».
Я говорю: СубханАллах! Это описание вали – если бы от суфия потребовали описать
Аллаха так, чтобы это описание было более весомым и великим, он бы не смог этого
сделать.
Ат-Тиджани также говорит, что Аллах обладает слухом, зрением, способностью говорить, могуществом и волей, и каждое из этих свойств охватывает одновременно все
существующее, и сущности творений, их фразы и движения не смешиваются для Него, и
Он различает каждое существо, и оно не смешивается с другим ни для Его слуха, ни для
Его зрения, ни для любого из Его качеств… Также и познавший. Когда он достигает
приближения к Аллаху, он постепенно начинает слышать так же, как слышит Аллах. И
голоса существ, как и их сущности, и их движения, совершаемые одновременно, не
смешиваются для его зрения и слуха.
Я говорю: посмотрите, дорогой читатель, на это сравнение между свойствами Аллаха и
суфийского вали – ‘арифа, заметите ли разницу между ними?..
Суфии говорят: способность быть вали – это особенность, то есть она является даром
Аллаха, и Аллах дарует ее, кому пожелает, без какой-либо причины или смысла или
разумности. Как пророчество, которое Аллах дает, кому пожелает, и его невозможно
приобрести. Однако суфии утверждают, что вали еще и обладает правом делать вали, кого
пожелает – с помощью слова, сказанного на ухо, или же посредством вкушения человеком