Апокриф. Давид из Назарета
Часть 26 из 60 Информация о книге
– Тебя послушать, так он практически совершил самоубийство! – Тот, кто жертвует собой, не причиняет себе смерть, Давид. Он делает это… для других. – Он не собой пожертвовал, а своей семьей. – Мы все его семья, Давид. – Нет! Я его семья! – вскипел, готовый разрыдаться, юноша. – Мужчина и женщина, которых ты похоронил тут неподалеку, – тоже его семья! Его жена и брат! А ты кем ему приходишься? Убийцей? Лонгин опустил глаза. Давид разворошил его незаживающую душевную рану. И юноша продолжил, заходя с другой стороны: – Ты не знаешь, что значит терять своих не от руки Всемогущего, а от руки Зла, которое воплощает в себе твой народ! – Не только «мой народ», как ты выразился, отправил твоего отца на смерть. Зло есть в каждом из нас, Давид. Пока несчастье не коснулось нас непосредственно, легко выбирать Добро. Но рано или поздно каждый человек сталкивается с чем-то до ужаса отвратительным. И тогда Зло, находящееся в нас, пытается выбраться наружу самым простым способом – местью. Именно в такой момент сделать выбор бывает труднее всего. – И вот настал момент, когда я должен сделать выбор? Ты это хочешь сказать? Лонгин по-дружески положил руку на плечо юноши. – Это больно, мой мальчик, – сказал он мягко. – Я знаю, как это больно. – Ничего ты не знаешь! – не согласился Давид, сбрасывая с плеча его руку. – Никто не знает, что значит для семилетнего мальчика видеть, как стенает его отец, когда его прибивают молотком к бревну! Лонгин вздохнул и решил в качестве последнего довода рассказать о том испытании, которое он пытался стереть из своей памяти, но которое было неистребимо и оставалось в ней, прячась в дальние углы. – Мне было шесть лет, когда Варавва и его зелоты напали на римский гарнизон в Сепфорисе. Мой отец служил там врачом, хирургом, а мы с матерью жили вместе с ним. Захватив арсенал, зелоты перебили легионеров, даже тех, кто сдался. Варавва претендовал на титул царя иудеев и мечтал стать преемником Ирода. Он приказал построить во дворе гражданских, отдельно мужчин, женщин и детей. Потом он приказал своим солдатам… насиловать женщин в присутствии их родных, потом… перерезать глотки родителям в присутствии их детей. В глазах Лонгина заблестели слезы, и юноша ощутил, что его обуревает жажда мести, пусть и подавляемая и скрываемая им. – Вот видишь, Давид, – со вздохом произнес трибун, ощущая ком в горле, – мне известно, до какой степени бывает больно. Смущенный, сын Иешуа не знал, как ему на это реагировать. – Варавва – это тот, кого Пилат помиловал вместо моего отца? – спросил он. – Он самый. Давида потрясло это признание, а еще больше – поведение трибуна. – И ты никогда не пытался отомстить зелотам, центурион? Даже когда стал солдатом? – Я стал солдатом для Рима, а не для себя. Мои родители не одобрили бы этот выбор. Отец лечил людей, а не уничтожал их. – Мой дядя Шимон был зелотом, и ты об этом знаешь, – сказал юноша, пытаясь вывести из равновесия своего ангела-хранителя. – Я знаю, это был смелый человек. Вечная ему память. – Это он меня всему учил. Я тоже зелот. Ты что, и в самом деле хочешь защищать одного из тех, кто убил твою семью, римлянин? Комок в горле некоторое время не давал Лонгину говорить. Наконец он сказал: – Ты – сын Иешуа из Назарета. А я – назарянин, которому Мария из Магдалы доверила своего единственного сына. Моя задача – вывести тебя за пределы империи, подальше от тех, кто убил ее мужа и его брата. Она очень хотела, чтобы ты жил, а не мстил за них. Тебе решать, чью волю исполнить – ее или свою. Но, каким бы ни был твой выбор, ты должен будешь жить с этим до конца твоих дней. Когда Лонгин вышел во двор, Фарах уже напоила лошадей и смотрела, не расковались ли они. – Ну как? Твой Бог подсказал тебе, что говорить? – Не знаю, – ответил трибун, проверяя, надежно ли закреплена поклажа на лошадях. – По крайней мере, он не метал молнии. – Не метал что? – Ладно, не будем об этом, – сказал он, печально улыбаясь. – У твоей лошади ослабла подпруга. Проверь, как там у остальных, чтобы мы не слетели с седел, когда поскачем галопом. Девушка кивнула и пошла к другим лошадям, чтобы проверить, как затянуты подпруги. – Солдаты Пилата будут нас преследовать, да? – спросила она, выполняя его поручение. – М-да, м-да, – произнес Лонгин, занятый сбруей. – Савл не тот человек, который бросает дело на полпути. Юная рабыня задумчиво посмотрела на него: – Почему ты защищаешь Давида? – Я дал слово его матери, и потом… у меня есть на то свои причины. – А что она тебе за это пообещала? Деньги? Лонгин пожал плечами и не стал ей отвечать. – Ты за этим едешь «за пределы империи»? Центурион оторвался от своих дел, чтобы пожурить Фарах: – Уж слишком ты уши развесила! – Слушать – значит что-то узнавать. Если бы боги хотели, чтобы женщины были глухими, так бы оно и было. Эти ее слова окончательно вывели Лонгина из себя. – Послушай, девочка… – Фарах, – высокомерно поправила она его. – Послушай… Фарах! Ты знаешь, что не обязана ехать с нами? Ты была хорошим проводником, за что тебе будет заплачено сполна. Дорога у нас длинная и опасная, а ты ведь женщина! – Я счастлива, что ты это наконец-то заметил, – парировала она, вызывающе глядя на него и приближаясь к нему. – Было бы лучше, если бы ты вернулась домой. – Домой? – Она рассмеялась. – Вот как, ну да… вернуться к своему занятию, чтобы надо мной издевались и мучили снова? Замечательная перспектива! Он ухмыльнулся, а она продолжила: – Я знаю шелковый путь и дороги торговцев пряностями лучше кого бы то ни было, римлянин. Мой папаша, черт бы его побрал, водил караваны. Я путешествовала с ним по этим путям до того, как этот сукин сын продал меня, чтобы расплатиться за проигрыш. В этот момент Давид вышел на порог с луком в руке и колчаном со стрелами за спиной. Проверив поклажу на своей лошади, он спросил: – Ну что, едем? После этого он вскочил в седло, цокнул языком и его лошадь тронулась с места. Лонгин последовал его примеру и направил своего коня к молодой египтянке, передразнивая ее: – Дороги торговцев пряностями, говоришь? – Угу, угу, – подтвердила Фарах. – И как на одну из них можно выехать кратчайшим путем? – Через Пальмиру, – ответила девушка, пришпоривая лошадь. – Мой дядя работает там на постоялом дворе. 33 Бейт-Шеарим, Нижняя Галилея Катакомбы Бейт-Шеарима в Нижней Галилее были последним пристанищем для мертвых и убежищем для живых. Длинные галереи, из которых состоял лабиринт этого некрополя, были выкопаны под городом, прямо в склонах известковых холмов. В этих склепах скрывались разбойники и бунтовщики во времена pax romana, когда их преследовали, или когда готовилось какое-нибудь крупное восстание. Стойкий запах пота, испражнений и мочи, исходивший оттуда, похоже, не отпугивал никого, в том числе и Варавву, столько повидавшего на галере. А на какой другой запах можно было рассчитывать, если в этом оссуарии[32] ютилось полтысячи давно не мывшихся человек, тогда как он мог вместить не более полусотни? Далеко не все они были в возрасте, как, впрочем, и в такой физической форме, чтобы быть способными сражаться. Но и старики, и калеки не желали оттуда уходить. Ковыляя на костылях или с трудом переставляя разбитые ревматизмом ноги, они принимали во всем такое же участие, как и здоровые. И даже большее. Досифей отправился в нижнюю часть входной галереи встречать Варавву. Держа факел над головой, он вглядывался в лицо своего гостя, пока тот, явно озабоченный, рассматривал представителей различных кланов, которых удалось собрать здесь самаритянину: фарисеев, ессеев, назарян, сикариев и зелотов – все они откликнулись на его призыв. – Здесь нет лишь саддукеев, – пробормотал чуть слышно Досифей. – Я думаю, нет необходимости объяснять тебе почему… – Место домашнего пса в конуре, – сказал Варавва. Они вместе вышли навстречу этой разношерстной толпе, от которой отделились четверо вожаков. Рекаб был представителем сикариев, он заговорил первым. Подойдя к Варавве и окинув его взглядом с головы до ног, он с упреком обратился к Досифею: