Неизвестным для меня способом
Часть 7 из 24 Информация о книге
Отшатнулись. Ослепли, мечутся. Рассыпаются, рвутся, кричат. Ссса-йи! Ссаа-сса-иии! Йи-са-ссса! Йа-шааа-са! Рвутся, рвутся. Рассыпались. Разлетаются, растворяются. Падают, падают. Меркнут, глохнут. Кричат. Затихают. Забывают. Гаснут, молчат. Спят. * * * – Господи, как же это было красиво, – восхищенно выдохнул ангел Урсус Маритимус. Строго говоря, он, конечно, не выдохнул. Потому что вообще не дышал. Просто сделал что-то такое тождественное восхищенному выдоху для тех, у кого нет плотных человеческих тел. – Вот именно ради этой красоты мы с тобой сидели на задницах, как два бесполезных мешка с дерьмом и не делали ни хрена, – сказала ангел Вера Ахметовна. И тут же исправилась: – Я имею в виду, бездействовали несколько дольше, чем нам хотелось бы. Смешно: когда очень радуюсь, начинаю ругаться, как сапожник. Хотя сапожником ни дня не была. И вообще ругаться только здесь научилась. Благо было у кого! Ангел Урсус Маритимус чуть не спросил: «А кем ты была? И у кого научилась ругаться? Я с ним знаком?» – но сдержался. У ангелов как-то не принято расспрашивать друг друга о прошлом; считается, что со временем, точнее, с опытом, знание всего обо всех приходит само. А если не придет, значит, оно тебе и не надо. И так отлично проживешь. Поэтому он спросил о другом: – Мы не помогли этой девочке избавиться от кошмара, чтобы посмотреть на красоту, которую она устроит в финале? А не слишком ли большая жертва? Ей-то было страшно по-настоящему, не как нам. – На самом деле не только ради красоты финала, – ответила ангел Вера Ахметовна. И, подумав, добавила: – Честно говоря, вообще не ради красоты, хотя лично для меня красота – самое главное. Есть у меня такая слабость: я люблю красоту. Но бездействовали мы совсем не поэтому. А чтобы уничтожить кошмар. Больше этот сон никогда никому не приснится. – Никому? Вообще никогда?! – В том-то и дело. Если бы мы сами шуганули Пугал, они бы, конечно, удрали, не пообедав, не вопрос. Но сеть, которую они сплели, осталась бы целой. И в нее мог бы попасться кто-нибудь еще. И увидеть точно такой же кошмар. – Но другие-то кошмары остались. – Конечно, остались, – беззаботно подтвердила Вера Ахметовна. – Так уж устроено, совсем без кошмаров не получается. Но я так считаю, чем их меньше, тем лучше. Тем более, этот сон был не только страшный, но и очень противный. Ну его совсем. Я рада, что его больше никто не увидит. Но еще больше я рада за девочку. Победа над собственным страхом – великое дело. Такие победы должны быть в каждой человеческой жизни, чем больше, тем лучше. А наяву или во сне – дело десятое. Человек-то один и тот же. Победил, значит победил. * * * Проснувшись, Ольга еще долго лежала в постели, смотрела в потолок, который когда-то сама обклеила мелкими звездами, почти невидимыми при свете, зато мерцающими бледным зеленоватым сиянием в темноте. Чувствовала себя удивительно свежей и бодрой; вообще-то странно – с учетом того, что всю ночь снилась какая-то жуткая срань. Думала, добродушно посмеиваясь над собственными сомнениями: интересно, это я сейчас на самом деле проснулась или снова в какой-нибудь новый сон? Ладно, неважно, теперь-то я знаю, что делать. В любых непонятных обстоятельствах требуй себе свое море. И море придет. * * * – Такое странное чувство, – сказал ангел Урсус Маритимус, вытягиваясь во весь свой бесконечный огненный рост в той области мягкой туманной тьмы, которая иногда заменяет постели усталым ангелам. – Очень приятное, но необычное. Как будто я вырос… нет, не вырос, просто меня стало больше. Или во мне стало больше чего-то? Ни на какие знакомые ощущения не похоже, поэтому не могу описать. – Я знаю, о чем ты, – улыбнулась ангел Вера Ахметовна, удобно расположившаяся в той же области тьмы. – Поздравляю с почином. Такое всегда случается, когда у нас на глазах слабый перепуганный человек одерживает победу над страхом. Скажу тебе по большому секрету, иногда мне кажется, мы это – не человека, не страх, а сам факт победы – каким-то образом едим. Это другие – Смотри, что тут тебе в коллекцию! – воскликнула Сабина. – Такое! Ты только посмотри! На грязной серой стене ярким ядовито-зеленым маркером было написано: «Ад по имени Коля». Наташа уже много лет собирала разные забавные уличные надписи, чего только не перевидала, но вот это про Колю натурально шедевр. Сфотографировала надпись; Сабина тоже достала телефон. Спросила: – Ты не против, если я в инстаграм это выложу? – Ну а как я могу быть против? – удивилась Наташа. – Это твоя добыча, ты первая заметила. Ты крута. Надпись была на русском языке, но Збигнев все равно ее понял, и разговор подруг тоже понял, как всегда понимал, хотя никогда в жизни не учил русский; он, собственно, и польского-то не знал, родился уже в Америке, туда еще дед переехал, причем подростком, с родителями. В честь деда его и назвали, по настоянию бабки, по мнению самого Збигнева, совершенно зря: это девчонкам, наверное, хорошо живется с иностранными именами, они сразу привлекают внимание, а девчонкам только того и надо – кого-то привлечь. Правда, не всем; к примеру, Наташе почему-то не надо, хотя она совсем не стеснительная. Просто не любит оказываться в центре внимания, вот не любит, и все. Збигнев тоже никогда не любил, наверное, потому, что с детства намучился, все вокруг, даже взрослые спрашивали: «О-о-о, так ты русский? Прямо из самой Сибири?» – и он еще в младшей школе задобался всем объяснять, что нет. В общем, имя его страшно бесило лет до тридцати, даже думал сменить, но не хотел обижать бабку, от которой надеялся получить наследство, а к тому времени, как она умерла, успел привыкнуть к дурацкому имени, решил: да какая разница, все равно. В общем, с именем он худо-бедно смирился, но так и не полюбил, и как же забавно, – иногда думал Збигнев; на самом деле не «иногда», а очень часто так думал, – забавно, что дурацкое имя осталось даже после того, как больше ничего от меня не осталось. Нет, правда, смешно. – Ад по имени Коля, – восхищенно повторила Сабина, спрятав в карман телефон. – А еще бывает ад по имени Тамара, ад по имени Хулио, ад по имени Валерий Александрович Пирогов; короче, много разных интересных адов. «Ад – это другие», и теперь мы знаем его по именам! – Ну да, – без тени улыбки подтвердила Наташа. Она умела шутить с таким серьезным, даже меланхоличным лицом, словно не говорила абсурдные вещи, а повторяла общеизвестные банальности, давным-давно надоевшие ей самой. – Это на самом деле такой популярный способ загробного наказания: грешная душа запирается в живом человеке и живет с ним его жизнь, испытывает все его ощущения и эмоции, получает всю информацию, делает с ним все дела, устает, болеет, обламывается, голодает и объедается, любит его детей и собаку, ну или наоборот, ненавидит, как повезет; в общем, живет полной жизнью в доставшемся ей аду. – Да ладно, почему это сразу ад? – удивилась Сабина. – Жизнь бывает очень приятной. Может, не постоянно, но часто. Ну, то есть как повезет. И как организовать. – Да потому что грешник, запертый в аду, по имени Коля, Тамара и Хулио, не имеет никакого влияния на происходящее, ни малейшего контроля над ним, – совершенно серьезно объяснила Наташа. – Как будто кино смотрит, только с гораздо более полным погружением. И страшно переживает, когда его ад делает глупости, которые заранее понятно к каким неприятностям приведут, а расхлебывать их придется вместе. Знаешь, как некоторые кричат перед телевизором, если никто не слышит: «Дурак, что ты делаешь, не ходи туда, тебя там убьют!» – а он, дурак, все равно идет, и его убивают. Вот так и грешник страдает в своем аду! Но зрителю хотя бы не больно от шпаги, бомбы и яда, или чем его там убивают. Просто героя жалко. А тут – не-е-е-етушки! Все, что твой ад себе сдуру устроил, происходит и с ним, и с тобой. И вот так каждый раз – ад наворотит глупостей, а тебе терпеть. И главное, это кино не выключишь пультом. Не выйдешь из кинотеатра на воздух. Сиди, жди, пока закончится само. Збигнев слушал ее так внимательно, словно боялся что-то пропустить, или не разобрать, хотя опасения были напрасны: на самом деле он не смог бы ничего пропустить, даже если бы сам захотел. Но он обычно и не хотел, ему нравилось слушать Наташу. Она была необыкновенно интересная собеседница. Не то чтобы какая-то особенно умная, зато парадоксальная. Прежде Збигнев таких девчонок не встречал. Да в общем и мужчин тоже. Никого. Сколько лет был знаком с Наташей, по идее, давно мог бы привыкнуть к ее странной логике и заранее предвидеть, что она по какому поводу скажет, но нет, все равно практически каждый день она его чем-нибудь удивляла. И главное, сразу понятно, чьи это мысли. Ни за что бы сам такого не выдумал, а она – да. Иногда Збигнев думал, что Наташа похожа не на живого человека, а на второстепенного литературного персонажа, специально вставленного в книгу, чтобы было кому время от времени подавать абсурдные и просто остроумные реплики, которые развлекут читателя и незаметно приведут сюжет к новому повороту. Однако Наташа была живая, самая настоящая, уж Збигнев-то хорошо это знал. – Ужас какой, – содрогнулась Сабина, тут же примерив ситуацию на себя и представив, как бы истошно орал заключенный в ней гипотетический грешник: «Куда, дура?!» – когда она… Да в общем много когда орал бы. Она и сама время от времени на себя так орала – назад, сквозь время, пространство и остатки здравого смысла, из условно благополучного сегодня в далекое глупое позавчера. – Ну на то и ад, – рассудительно сказала Наташа. И, подумав, добавила: – Но хоть не такой бессмысленный, как вечно тупо в котлах вариться. Нормальный такой перевоспитательный ад, типа трудовой колонии для подростков. И срок небольшой. Люди же недолго живут. А если не особо нагрешил и быстренько осознал-упал-отжался-исправился, твой ад вообще умрет молодым. Ну или там лет в сорок. Нормально вообще! – То есть погоди, – возмутилась Сабина. – Это, что ли, я могу умереть только потому, что какому-то грешнику амнистия вышла? – Ну а почему нет, – пожала плечами Наташа. – Он все-таки – душа бессмертная, важная шишка, а мы пока нет. Но ничего, ты потом еще насладишься в исправительной адской колонии, в каком-нибудь… Коле. По самое не могу. Но может, кстати, этот Коля вполне ничего окажется. И жизнь у него будет такая приятная, что это уже не ад, а так – чистилище. Но все-таки не рай, потому что, к примеру, Коля гоняет на мотоцикле, а ты до усрачки боишься. Ну, то есть не ты, а абстрактная грешная душа. Да ладно бы мотоцикл, – сердито подумал Збигнев, – в конце концов, страх это всего лишь страх. А вот когда кое-кто вечно сидит на какой-нибудь новомодной диете, то пихает в себя какую-то безвкусную пакость, то не пихает вообще ничего, и чувство голода присутствует в жизни вообще постоянно, фоном, это реально фак. – Вот ты все-таки умеешь на ровном месте нагнать ужаса! – сказала Сабина перед тем, как свернуть в свой двор. – Я теперь все время буду об этом думать. В смысле, как чувствует себя грешник, заключенный во мне, как в аду. И ведь даже если захочешь его поберечь, не получится. Приготовлю на ужин салат из помидоров, а он их вкус ненавидит. Или, например, хочет по вечерам смотреть футбол, а я не смотрю. И слушай, если этот грешник гетеросексуальный мужчина, то ему приходится?.. Ооооой. – Да ладно, не парься, – отмахнулась Наташа. – Во-первых, на то и ад, чтобы страдать. А во-вторых, мы же с тобой эту телегу только что сами выдумали. На самом деле такого просто не может быть! Люди-ады и заключенные в них дурацкие грешники – нет, ну слушай! Звучит неплохо, конечно. Но это даже больший идиотизм, чем черти с вилами и котлы. Развернулась и пошла вниз по улице в сторону своего дома. Сабина какое-то время смотрела ей вслед, с невольной завистью отмечая: как же она здорово за пару месяцев похудела. Вот у людей сила воли! Ну правда с ее неудачной конституцией иначе нельзя… Откуда ты все это знаешь? – думал Збигнев, пока Наташа шла по улице. – Нет, правда, откуда? Не от меня же. Меня ты никогда не слышишь, хоть криком кричи, хоть вой, хоть рыдай. Откуда ты все это знаешь? – думал Збигнев, пока Наташа поднималась по лестнице на седьмой этаж пешком, как всегда, потому что нагрузки полезны, особенно если нет времени ходить в ненавистный спортзал. Нет, правда, откуда ты все это знаешь? – думал Збигнев, пока Наташа снимала пальто и с облегчением стягивала джинсы, все еще чересчур узкие, но хотя бы лежа застегиваются. Уже хорошо, хоть и недостаточно хорошо. – Да ничего я не знаю! – сердито сказала Наташа. Громко, вслух, хотя была дома одна. Кто может После того, как умер отец, Карина почувствовала не столько горе, сколько растерянность: этого не может быть, такие люди не должны умирать, по крайней мере, не раньше, чем самим надоест, а папе точно не надоело, куда там, он дописывал книгу, вовсю флиртовал с медсестрами, такие шикарные планы строил на лето, которое для него не пришло, и от этого было особенно невыносимо, мучительно жалко – папу, его молодую, всего на три года старше Карины жену, дядю Свена, который ждал их в гости, книжку, которую теперь никто никогда не допишет, себя и вообще всех людей, потому что какие же мы, получается, бедные и беспомощные, умираем когда попало, внезапно, слишком рано, невовремя, никого не волнует, готовы мы, не готовы, хотим, не хотим, и какие у нас были планы, и какие нас ждали дела, и кто нас любил. Не то чтобы Карина раньше не понимала, что все живущие смертны, просто когда умирают чужие незнакомые люди, это не особенно впечатляет, не выбивает почву из-под ног. Ты же не знаешь, какими они были, чем занимались и чего на самом деле хотели, может, безвольными и послушными, а может, им не особо хотелось жить, не нравилось, надоело, устали, попытка не удалась, а может, как раз все важные дела удачно закончили, самое время ставить точку, а может просто такого ужаса наворотили, что лучше уж умереть, чем жить с этим дальше; в общем, с чужими поди разбери, почему они умерли. Легко поверить, что так по какой-то причине правильно, что у смерти с каждым свой разговор, и это именно разговор. С папой вышло иначе, его-то Карина хорошо знала и всегда удивлялась, как легко у него получается поворачивать все по-своему, да так, что все вокруг оставались довольны, он был упрямый и обаятельный, на таких невозможно сердиться дольше пары часов. И если уж даже папа умер, когда не хотел, у всех остальных вообще никаких шансов, – думала Карина. – Упрямство не помогает, и молитвы не помогают, и влюбленные молодые жены, и недописанные книжки, и планы на лето, и данные обещания, и другие важные незаконченные дела. Наша воля ничего не меняет, смерть – дурная, унизительная лотерея без правил. Договориться с ней невозможно. Когда дотянется, тогда и заберет.