Жизнь как роман
Часть 13 из 28 Информация о книге
Крик выводит меня из оцепенения, я рывком оборачиваюсь. На другой стороне площадки, рядом с цистерной, стоит Флора Конвей, приставившая себе к виску пистолет Рутелли и готовая выстрелить. – Остановитесь! – кричу я, чтобы обозначить свое присутствие. Я по наивности считал, что, увидев меня, Флора уберет палец с курка. Но ее паника под стать моей, во взгляде яшмовых глаз горит вызов. – Не глупите. Бросьте пистолет. Она медленно опускает пистолет, но потом, вместо того чтобы отбросить, наводит его на меня. – Это тоже бросьте. Лучше поговорим. Но где там! Крепко держа пистолет обеими руками, не убирая пальца с курка, Флора наступает на меня, готовая выстрелить. До меня доходит, что Флора Конвей – не привратник: против нее я совершенно бессилен. Настает момент горько пожалеть о том, что я не послушал Джаспера и Диану Рафаэль. Мир литературы очень опасен, я всегда это знал. Как знал и то, насколько для меня опасно ступать на его территорию. Меня ждет жалкий конец: две пули в башке, выпущенные персонажем, рожденным прямо в ней, моим собственным воображением. Такова история всей моей жизни, с самого детства. Всегда один и тот же враг – я сам. – Будьте благоразумны, Флора. Нам с вами обязательно надо поговорить. – Кто вы, черт возьми? – Меня зовут Ромен Озорски. – Не слыхала. – Еще как слыхали! Это же я: враг, сукин сын, романист… Я пытаюсь скрыть страх. Флора все еще готова обороняться: держа меня на мушке, она неумолимо приближается. – Откуда вы взялись? – Из Парижа. Из того, реального. Она хмурится. Между нами остается всего несколько метров. В низких тучах образовался просвет, сквозь него Ист-Ривер заливают солнечные лучи. Флора приставляет ствол «глока» к моему лбу. Я глотаю слюну и предпринимаю последнюю попытку ее образумить. – Зачем меня убивать? Вы же сами меня позвали! Я слышу ее дыхание: оно вырывается тяжелыми толчками. Пейзаж вокруг нас мерцает, дрожит, кажется, я вижу все через увеличительное стекло. Она долго колеблется, и когда я уже ничего не жду, опускает пистолет и цедит сквозь зубы: – В ваших интересах хорошенько все мне объяснить. 3. Бруклинская набережная. Я влез в жизнь Флоры Конвей меньше часа назад, зато она была частью моей гораздо дольше. После стычки на крыше «Ланкастер Билдинг» я уломал ее поговорить по душам. Начало нашего разговора привело меня в замешательство. Нелепость всей ситуации быстро перестала ее смущать. В ее сознании появилась брешь, завеса неведения прорвалась, она раз и навсегда выбралась из пещеры. И потому не стала терять времени и не спорила с тем, что является персонажем романа. Она другого не желала допустить: чтобы я поставил точку в ее истории. Завязался спор, и она, задыхаясь в своей квартире, повела меня в бразильский бар неподалеку. «Фавела» располагалась в бывшем гараже с собственным крытым двориком, в этот обеденный час он был полон посетителей; местные жители называли это место «пивным садом». Не зная толком, сколько у меня времени, я поспешил расставить точки над i. – Я не стану дописывать вашу историю, Флора. Я для того сюда и пробрался, чтобы вам об этом сообщить. – Нет уж, вы не можете принять такое решение самостоятельно. – Могу, и вам это хорошо известно. – Что это значит, говоря конкретно? Я пожал плечами. – Очень просто: я намерен перестать работать над этим текстом. Не буду больше его обдумывать, займусь другими вещами. – Вы сотрете файлы с жесткого диска? Одним кликом на своем компьютере выбросите мою жизнь в мусорную корзину? – Это, конечно, упрощение, но можно сказать и так. Ее устремленный на меня взгляд горел яростью. Лицо у нее оказалось нежнее, чем я представлял. На ней было кремовое шерстяное платье-свитер, приталенная джинсовая куртка, полусапожки цвета карамели. Суровым был не весь ее облик, а только взгляд, а еще нетерпеливые интонации. – Ничего не выйдет, я вам не позволю, – заявила она решительным тоном. – Будьте благоразумны, вас же не существует! – Если меня не существует, то зачем вы сюда пожаловали? – Это что-то вроде испытания, придуманного моим агентом и психиатром. Согласен, это идиотизм. Бармен в майке, с руками, от плеча до кисти покрытыми татуировками, принес наш заказ – коктейли «кайпиринья». Флора залпом выпила полстакана и продолжила: – Я прошу вас об одном: верните мне дочь. – Не я ее у вас отнял. – Когда пишешь, надо помнить об ответственности. – Я не несу перед вами никакой ответственности. Перед моими читателями – другое дело, но… – Насчет читателей – это позорная демагогия! – перебила она меня. Я гнул свое: – Я несу ответственность перед читателями, но только когда решаю опубликовать свой текст. С вашей историей дело обстоит иначе. – Зачем было ее писать? – Вы что, публикуете все, что пишете? Я – нет. Я отпил из бокала и огляделся. Стало на удивление тепло. Заведение было оригинальное: увитая плющом кривая крыша, старый фургон с «такос» – настоящий кабачок в стиле «сальса». – Главное в творчестве – пробы и ошибки. Когда достигаешь предела возможного, необязательно сохранять следы своих попыток. Это верно для любого искусства. Пьер Сулаж сотнями сжигал холсты, которыми не был доволен. Пьер Боннар пробирался в музеи и замазывал собственные картины, Хаим Сутин выкупал у торговцев свои картины, чтобы их переписать. Автор – хозяин своего произведения, а не наоборот. – Хватит пропагандировать свою премудрость… – Должен сказать, что я, как пианист, должен разучивать гаммы. Я пишу каждый день, даже по воскресеньям, даже в Рождество, даже в отпуске. Включаю компьютер и набрасываю разные сюжеты, рассказы, рассуждения. Если получается поймать вдохновение, то я продолжаю, если нет, перехожу к чему-то другому. Все просто. – Что в моей истории вас не вдохновило? – Ваша история, представьте, нагоняет на меня тоску. Ни малейшей забавы, не развлечение, а тяжкий труд. Флора закатила глаза (и заодно махнула рукой официанту, чтобы снова подал ей коктейль). – Если бы писательство было забавой, им бы занимался каждый встречный. Я со вздохом вспомнил Набокова, называвшего своих персонажей «каторжниками», невольниками в мире, в котором он был «абсолютным диктатором, единственным ответственным за стабильность и за правду»[12]. Русский гений не зря избегал любых приставаний. Не то что я, ведущий разговоры с порождением моей собственной фантазии… – Послушайте, Флора, я здесь не для препирательств на тему, о чем должна быть литература. – Вам не нравятся мои романы? – Если честно, то не очень. – Почему? – В них многовато вычурности, позерства, элитарности. – И все? – Нет. Хуже всего то… – Выкладывайте! – Хуже всего то, что они невеликодушны. Она вопреки запрету закурила и выпустила облачко дыма. – Можете засунуть свое великодушие себе в… – Отсутствие великодушия вызвано тем, что вы не думаете о читателях. Об удовольствии, которое им доставляет чтение. О том неповторимом ощущении, которое завладевает человеком, торопящимся вечером домой, к хорошему роману. Для вас все это скучная абстракция. За это я и не люблю ваши романы: за их холодность. – Это все? Вы закончили свою нудятину? – Да, и, по-моему, наш разговор пора прекратить. – Потому что ВЫ так решили? – Потому что мы находимся в моем романе. Нравится вам это или нет, капитан здесь – я. Все решения принимаю я, понимаете? Именно для этого я захотел стать писателем.