Прежде чем мы стали чужими
Часть 41 из 61 Информация о книге
Мы прошли несколько кварталов, почти не разговаривая по пути. Мы подошли к дому, я прошел вслед за ним в подъезд, и тут меня внезапно накрыло. Два скотча в комбинации со странным ощущением возвращения в свой бывший дом… – Знаешь что, Брэд? Я подожду тебя тут, а ты просто принеси мне коробку? – Ты уверен? – Точно. Я подожду тебя здесь, – слабо улыбнувшись, я присел на лавочку возле лифта. Через несколько минут Брэд вернулся с темно-серым пластиковым пакетом. – Мне казалось, ты говорил – коробка? – Ну да, там и была коробка, но Лиззи из нее все вынула и сложила в пакет, так меньше места занимает. – Занимает меньше места? – Ну да, – он с трудом смог взглянуть мне в глаза. Я был совершенно уверен, что Элизабет перерыла все содержимое коробки и половину просто выбросила. И я ничуть не был удивлен. – Спасибо, Брэд. – Увидимся, – он хлопнул меня по спине. Я повернулся и вышел. Придя домой, я сел на свой старый кожаный диван, включил «Ю Ту» «С тобой или без тебя», кинул пакет рядом, положил на него ноги и закрыл глаза. Я представил себе, что я сумел построить свою жизнь, а не только карьеру. Представил, что на стенах висят фотографии моей семьи, а не животных из чертова Серенгети. Глубоко вздохнув, я наклонился и раскрыл пакет. Там было то, прошлое время, сохранившееся на черно-белых фотографиях. Мы с Грейс в парке на площади Вашингтона. В моем колледже. В общежитии. В холле. Грейс играет на виолончели. Грейс, голая, лежит на моей постели и фотографирует меня, спрятав лицо за камерой. Я провел по ней пальцем. Я вспомнил, как сказал ей тогда: «Покажи мне лицо». Мы с Грейс в Лос-Анджелесе, играем в «Скрэббл» дома у моей мамы. Мама учит Грейс лепить из глины в Лувре. Грейс спит у меня на груди, а я смотрю прямо в камеру. Медленно-медленно я вынул из пакета все фотографии. Последней оказалась та, которую я сделал в день отъезда в Южную Америку. Теперь такие снимки называют «селфи». Мы с Грейс лежали в кровати, смотрели в камеру, которую я поднял над нашими головами, и спустил затвор. Мы выглядели такими счастливыми, такими настоящими, такими влюбленными. Что с нами стало? На самом дне пакета я нашел магнитофонную кассету и ролик непроявленной пленки. Я вынул его из коробочки и поднес к свету. Это была цветная пленка, которую я редко использовал в те годы; до начала работы в Нэшнл Джиогрэфик я не всегда работал с цветной пленкой. Я поднялся, поставил ролик на стол, засунул кассету в старый магнитофон и пил, пока не отключился, слушая, как Грейс и Татьяна, ее подруга, играют дуэт из «Элеонор Ригби»[12] для скрипки и виолончели. Они играли его снова и снова, и каждый раз, в конце, было слышно, как Грейс хихикает, а Татьяна шикает на нее. Я заснул с улыбкой на лице, хотя чувствовал себя, как один из тех одиночек, про которых поется в песнях. В центре города еще осталось несколько мест, где можно было проявить пленку. Конечно, фотостудия, где я когда-то работал, давно закрылась, но я нашел по пути на работу фотомагазин и утром забросил туда загадочную пленку. Придя в офис, я заметил возле кофе-машины Элизабет. – Я думал, беременным нужно воздерживаться от кофеина, – заметил я. – Мне можно одну чашку в день, – огрызнулась она, пока я проходил мимо. Я ухмыльнулся и ушел в свою кабинку. Я слышал, как она идет за мной – ее туфли на плоской подошве шаркали по ковру, вызывая щелчки статического электричества. У нее была привычка волочить ноги. Включив компьютер, я обернулся и увидел, что она стоит у меня за спиной, ожидая, что я ее замечу. От накопленного электричества ее волосы стояли дыбом, подымаясь над плечами. Я не мог удержаться от смеха. – В чем дело? – Твои волосы, – ткнул я пальцем, как пятилетний младенец. Она скривилась, скрутила волосы в пучок и заколола его карандашом, который схватила с моего стола. – Спасибо, что выпил вчера с Брэдом и забрал наконец эту сумку. – Спасибо тебе, что ты возишься с моим личным дерьмом. Кстати, ты выкидывала какое-то содержимое из той коробки? – Нет, я и смотреть-то на это толком не могла. Этакое святилище имени Грейс. – Чего ж ты тогда так заботилась о том, чтобы вернуть мне все это? Она пожала плечами: – Не знаю. Наверно, мне было неловко. – От чего именно тебе было неловко? – спросил я, откидываясь в кресле. – Ну… Так… Знаешь… Я не знаю. – Ну-ка рассказывай, – велел я со строгой гримасой. Мне страшно нравилось, как она мямлит и теряется в словах. Она явно до сих пор завидовала Грейс. – Ну вот то, как ты водрузил ее на пьедестал и говорил о ней, как будто это она ушла от тебя. Я наклонился вперед: – Ты что-то недоговариваешь – ты делаешь вот эту штуку бровями, как всегда, когда врешь. – Какую штуку бровями? – Ты дергаешь бровью как ненормальная. Не знаю, как тебе это удается, наверно, это такой странный тик. Непроизвольно она прижала бровь рукой. – Ничего такого, о чем бы ты не знал. И вообще, нам с тобой тогда было страшно некогда. – Да о чем ты говоришь? Взгляд Элизабет метался из угла в угол, словно бы ища выход. Наконец она опустила его на кончики своих дорогущих туфель. – Грейс однажды звонила тебе, просила сказать… Что… Ну просто… Я поднялся с места. – Что ты сейчас сказала? – я не осознавал, что кричу во весь голос, пока в комнате не воцарилась полная тишина. Наши коллеги выглядывали из своих кабинок и смотрели на нас. – Шшшш, тише, Мэтт, – Элизабет наклонилась ко мне. – Дай объяснить. Это было в Южной Африке. – Она скрестила руки на груди и понизила голос: – Мы с тобой уже спали вместе. Не знаю, чего ей было надо. Я судорожно пытался в уме определить промежуток времени. Это должно было быть примерно года через два после того, как мы с Грейс виделись в последний раз. Уже после того, как она исчезла. – Что она говорила? – медленно спросил я. – Не помню. Это было так давно. Она была где-то в Европе, или что-то в этом роде. Хотела поговорить с тобой, узнать, как дела. Она оставила адрес. Все мои нервы были на пределе. – И что ты сделала, Элизабет? – Ничего. Она вела себя как-то странно. Как будто не говорила всей правды. – Скажи мне, что ты сделала? Она моргнула. – Я написала ей письмо. – Ты не… – Мэтт, я так тебя любила. Я написала ей, но по-хорошему. Что она была частью твоего прошлого, но ты оставил это позади и что я желаю ей всего самого лучшего. Мои глаза горели от гнева. – А еще что ты сделала? Ради всего святого, Элизабет, я готов прибить тебя прямо здесь, а я не склонен к насилию, и ты это знаешь. Она заплакала. – Я так тебя любила, – повторила она. Я стоял в полном оцепенении. Я всегда думал, что Грейс убежала. Она не оставила мне ничего – ни адреса, ни телефона. Я был просто убит и всегда считал, что это она меня бросила. – Если ты так меня любила, то почему не дала мне шанса выбрать самому? Сзади подошел Брэд и обнял Элизабет за плечи. – Что у вас тут происходит? Что ты ей наговорил? Она беременна – что ты творишь? Я был в ярости: – Убирайтесь. Оба. Элизабет кинулась в обьятия Брэда и заплакала у него на груди. Злобно взглянув на меня, Брэд увел ее, осуждающе качая головой, словно это именно я сделал тут что-то ужасное. С тех пор как я встретил Грейс в метро, я постоянно прокручивал в голове то, что было с нами пятнадцать лет назад. Наш последний, совершенно нормальный разговор, всего за шесть недель до того, как я должен был вернуться домой, в ее объятия, в нашу прекрасную жизнь, которую мы создали себе за тот райский год. После работы я забрал проявленную пленку. Была пятница, и у меня не было занятия лучше, чем отправиться домой в свою пустую квартиру и переваривать там известие, что много лет назад Грейс пыталась найти меня. Я сел на диван возле выходящего на улицу окна от пола до потолка.