Влюбленный призрак
Часть 38 из 39 Информация о книге
— Никто не может требовать, чтобы вы хоронили своих родителей дважды, даже они сами. Мы поступим гораздо веселее. — Он здесь? — спросила Манон. Тома́ ответил утвердительным кивком. Раймон следил за ними с растущим нетерпением. — Ты видишь и мою маму тоже? — Нет, но отец дает мне понять, что она тоже здесь. Откроем урны, время пришло. Так они и поступили, проявляя бесконечную осторожность. Тома́ пересыпал прах отца в урну Камиллы и громко провозгласил: — Властью, врученной нам вами, объявляем вас соединенными навеки! Манон было забавно за ним наблюдать. — Ты забыл предложить им поцеловаться, не нарушай традицию, — подсказала она. И тогда Тома́ встряхнул урну, как просил его отец. В тот момент, когда Манон развеяла пепел, на пляже возникла фигура Камиллы. Она радостно бросилась к своему летнему спутнику и повисла у него на шее. — Полагаю, что с поцелуем эти двое справились… — засвидетельствовал Тома́. Камилла и Раймон повернулись к своим детям. Оба святились счастьем, Тома́ тоже не удержался от улыбки. Манон не сводила с него взгляд. Постепенно две фигуры растаяли вдали. Прежде чем исчезнуть, Раймон попросил Камиллу подождать, он должен был что-то сказать сыну напоследок, несколько слов, важных для них обоих. Он подошел к Тома́ и прошептал ему на ухо: — Я кое-что знаю, тебе нелишне будет это услышать. Это — главное, и ответ на твой вопрос настолько очевиден, что я удивляюсь, почему так долго не мог его нащупать. Долой стыд, пускай проваливает к дьяволу! Я отправляюсь в рай, потому что люблю тебя, сынок. Это и есть «быть отцом», и я — твой отец навечно, навсегда. Эпилог День спустя, совершив три авиаперелета, Тома́ вышел на сцену Варшавской оперы и сел за рояль. В этот вечер он опять играл Рахманинова, но на этот раз Второй концерт увлек его гораздо дальше русских равнин и Сибири — через Тихий океан, на калифорнийский пляж Бейкер-бич. Начиная вторую часть, он взял неверную ноту, чем возмутил дирижера. Потребность бросить взгляд в зал была так сильна, что Тома́ не справился с собой. В третьем ряду сидела Манон. Спасибо Раймону. Полине, Луи, Жоржу и Клеа. Даниэль и Лоррен. Сюзанне Леа. Эмманюэль Ардуэн. Сесиль Буайе-Ренж, Антуану Каро. Жюльетт Дюшмен, Сандрин Перье-Реплен, Летиции Бовиллен, Сильви Бардо, Лидии Леруа, Жоэлю Ренода, Селин Шифле, всей команде издательства Robert Laffont. Полин Норман, Мари-Эв Прово, Жану Бушару. Леонару Антони, Себастьену Кано, Марку Кесслеру, Ксавьер Жарти, Жюльену Сальте де Сабле д’Эстьеру, Кароль Дельмон. Дэвон Холлидей, Ноа Розен, Керри Гленкорсу. Брижит Фориссье, Саре Альтенло. Джору Гуэдра. Эрику и Мигелю. Жилю и Карине. * * * notes Примечания 1 «Сезар и Розали» — фильм французского режиссера Клода Соте, вышедший на экраны в 1972 г., в главных ролях Роми Шнайдер, Ив Монтан и Сами Фрей. — Прим. ред. 2 Раймон Девос (1922–2006) — бельгийско-французский юморист, комик и клоун. — Прим. перев. 3 «Лентяй» (в других переводах также «Шалопай», «Двоечник») — знакомое каждому французскому школьнику стихотворение Жака Превера (1900–1977) о не слишком прилежном ученике, который не слушает учителя и, даже отвечая у доски, мысленно уносится в свой мир. — Прим. ред. 4