Выдохшиеся. Когда кофе, шопинг и отпуск уже не работают
Часть 13 из 19 Информация о книге
2. Выберите изображение, которое вызывает у вас ощущение радости. Это может быть изображение вашего ребенка, домашнего животного, океана, любимой картины – то, что вызывает ощущение чудесного. Обращайтесь к нему, когда чувствуете себя зажатым и скованным, и оно поможет вам раскрепоститься. 3. Простите себя за все, что осуждаете в себе самом, а затем за то, что осуждаете в других. (Если Нельсон Мандела смог это сделать, у вас тоже получится.) А затем посмотрите на свою жизнь и на грядущий день новыми, полными удивления глазами. Потребность отдавать Я спал, и мне снилось, что жизнь – это радость. Я проснулся и понял, что жизнь – это долг. Я начал трудиться и понял, что долг – это радость. – Рабиндранат Тагор Расширяем границы своего сознания: чем займемся в эти выходные? Благополучие, мудрость и способность удивляться имеют решающее значение для нового подхода к пониманию успеха и преуспевания, но без четвертого элемента Третьей меры – потребности отдавать – он не может быть полным. Желание отдавать, любить, заботиться, сочувствовать и сострадать, выходя за рамки своих собственных возможностей, подчас в ущерб самому себе, чтобы помочь другим, – единственный достойный способ решить огромное количество встающих перед миром проблем. И если стремление к благополучию, здравому смыслу и способности удивляться – наша личная реакция на тревожный сигнал, предупреждение, то желание помогать другим возникает как естественный отклик на предупредительный сигнал обществу. Мы находимся в самом центре множества кризисов в различных сферах – экономической, экологической и социальной. Но нельзя ожидать, что появится какой-то лидер на белом коне и спасет нас. Каждому нужно стать им, заглянув в зеркало, и сделать необходимые шаги для изменения ситуации как вокруг себя, так и во всех других частях света. Благотворительность столь эффективна, потому что работает «в обе стороны». Когда моей младшей дочери Изабелле было пять лет, мы жили в Вашингтоне, и однажды мы участвовали в качестве волонтеров в мероприятии для нуждающихся детей молодежного благотворительного центра «Дети наши», расположенного в беднейшем районе Вашингтона – Анакостии. Накануне мы отмечали пятый день рождения Изабеллы, устроив детский праздник – с традиционным именинным пирогом, с подарками, воздушными шариками и гостями. В тот день в детском центре, по случайному совпадению, одной маленькой девочке тоже исполнилось пять лет. Весь ее «праздник» состоял из печенья с шоколадной крошкой и свечкой – это было одновременно и ее именинным пирогом, и единственным подарком. Я помню, как увидела свою дочь, со слезами на глазах стоявшую в другом углу комнаты. Очевидно, она что-то почувствовала – что-то, чему я ее никогда раньше не учила. Когда мы вернулись домой, Изабелла бросилась в свою комнату, собрала все подарки, которые она получила на свой день рождения, и сказала, что хочет отвезти их той маленькой девочке. Это не значит, что Изабелла внезапно превратилась в Мать Терезу, – впоследствии в ее жизни было немало случаев, когда она вела себя весьма эгоистично. И тем не менее это был очень важный момент, который навсегда останется в ее памяти. Вот почему я с таким энтузиазмом отношусь к семьям, для которых совместное участие в благотворительных акциях является частью их повседневной жизни. Я мечтаю о том дне, когда при обсуждении семейных планов на выходные люди будут спрашивать друг друга: а что мы будем делать в конце недели – пойдем по магазинам, в кино или работать волонтерами? О том, когда добровольное участие в чем-то станет естественной потребностью, а не чем-то исключительным, заставляющим гордиться собой. Просто обычным делом. Тем, что связывает нас друг с другом. Это единственный способ, с помощью которого можно добиться реальных перемен в жизни миллионов голодных детей, оставшихся без крова или живущих в неблагополучных районах, где проявления насилия остаются обыденным явлением. Та маленькая девочка из Анакостии – всего лишь одна из более шестнадцати миллионов детей в Америке, живущих в бедности, в угрожающих здоровью условиях, отнимающих шансы на хорошую успеваемость в школе и благополучное будущее. И эта проблема лишь усугубляется. В Соединенных Штатах количество живущих в малообеспеченных семьях детей выросло с 37 процентов в 2000 году до 45 процентов в 2011 году. До тех пор, пока милосердие и бескорыстная помощь людям не станут частью нашей повседневной жизни, мы будем продолжать устало отмахиваться от этой неудобной статистики, не будучи в состоянии предложить никаких удовлетворительных объяснений, кроме того, что «система не справляется» или «из-за раскола в правительстве всякая радикальная реформа практически невозможна». Да, есть немало того, что должно сделать руководство страны, но мы не можем просто «перепоручать» государственным чиновникам проявление милосердия и оставаться в стороне, сокрушаясь, что их действия недостаточно эффективны. Искренне сострадая, можно освободиться от всего, что ограничивает наше представление о реальных возможностях. Это единственный способ противодействовать окружающей нас алчности и нарциссизму. Поощрение милосердия – непременное условие благополучия и преуспевания общества, поэтому чрезвычайно важно, что результаты последних научных исследований подтверждают доводы созерцательных традиций. Они показывают, что милосердие можно действительно активизировать с помощью медитации. Согласно результатам проведенных в 2012 году в Университете штата Висконсин экспериментов, «милосердие и альтруизм можно рассматривать как формируемые навыки, а не как неизменяемые стабильные признаки». А в 2013 году ученые Гарвардского и Северо-Восточного Университетов, а также Массачусетского общего госпиталя обнаружили, что «медитация активизирует сочувствие и сострадание», подтверждая «научную достоверность древних буддийских учений, согласно которым медитация способствует спонтанному милосердному поведению». Если подойти к этим выводам с должной серьезностью, как они того и заслуживают, их влияние на воспитание детей, образ жизни и способы решения наших общих проблем окажется поистине революционным. Доказательства эффективности сочувствия и милосердия заметны повсюду. После финансового кризиса 2008 года мы наблюдали немало людей, которые и сами потеряв работу, предлагали свою помощь, навыки и таланты другим оказавшимся в беде людям. В Филадельфии, например, уволенная из крупной компании адвокат Шерил Джейкобс открыла свою собственную практику, чтобы объяснять людям, как избежать потери заложенного имущества. Приносить пользу людям означает не только оказывать помощь в приютах для бездомных или участвовать в работе благотворительных продовольственных банков, как бы жизненно важно это ни было. Это и делиться с другими людьми своими особыми навыками, талантами и увлечениями. Для лишившихся работы это может оказаться очень полезным, чтобы восстановить веру в себя и целеустремленность. Когда моя подруга из Лос-Анджелеса в начале экономического спада потеряла свою работу, я посоветовала ей, пока она ищет другую, заняться волонтерством и предложила связать ее с организацией «Место под названием дом». Расположенная на окраине Лос-Анджелеса, в Южном Централе, эта организация дает нуждающейся молодежи образование, предоставляет возможность заниматься искусством и участвовать в оздоровительных программах. Она решила, что я недостаточно глубоко ей сочувствую и не понимаю, что она переживает в тот момент. Я попросила ее довериться мне и просто выкроить несколько часов в неделю, пока она занята поисками работы, и посмотреть, что из этого получится. Подруга согласилась и очень скоро почувствовала себя лучше – туман, в котором она находилась, впервые в жизни оказавшись без работы, постепенно рассеялся. А еще поняла, что столкнулась с совершенно другим миром. Она поделилась опытом, полученным ею во время семинара, где вместе с другими обитателями «Места под названием дом» она изучала способы повышения уровня самосознания. Сидя в кругу рядом с ними, она обнаружила, что прощает свою дочь за то, что та забыла поздравить ее с днем рождения, а женщина рядом была готова простить свою мать за то, что та застрелила ее отца. Тогда она поняла, какие разные, но существующие параллельно судьбы мы проживаем и что это еще более способствует нашему эгоцентризму. На своем личном опыте она убедилась, что людям, испытывающим экономические трудности и борющимся за выживание, кроме денег, еды и одежды, необходимо чувствовать, что они кому-то небезразличны. «Я знал самое прекрасное на свете, дружбу друзей, – писал поэт Пабло Неруда, – знал я и огонь, питающий нас, любовь любимых. Но нежность незнакомых, оберегающих нас во сне и в скорби, в беде и в обиде, еще лучше, еще прекрасней, ибо с нею ты сам становишься шире и в жизнь твою входят все другие жизни». И это действительно то, что мы делаем, когда помогаем другим и занимаемся волонтерством, расширяя границы своего бытия. Будем человеколюбивыми, не дожидаясь стихийных бедствий Основавшая благотворительный фонд Acumen («Проницательность») для борьбы с бедностью во всем мире Жаклин Новогратц, которую я считаю настоящей героиней, рассказывает красивую историю о том, как все мы связаны между собой: «Каждый день наши действия – равно как и бездействие – затрагивают совершенно незнакомых людей». Жаклин вспоминает о синем свитере, который получила в подарок от своего дяди Эда к двенадцатилетию. «Мне очень нравился этот мягкий шерстяной свитер с полосками на рукавах и с узором в африканском стиле – две зебры на фоне заснеженной горы». Она даже написала свое имя на его ярлычке. Но когда она училась в старшем классе школы, одноклассники, бывшие вовсе не в таком же восторге от этого свитера, стали ее дразнить. Тогда она отдала свитер в благотворительный магазин для бедных «Гудвил». Одиннадцать лет спустя она оказалась в Кигали, столице Руанды, где работала над проектом микрофинансирования бедных женщин. Однажды во время пробежки она вдруг заметила маленького мальчика в похожем свитере. Возможно ли это? Она подбежала к нему и проверила ярлычок. И можете себе представить – на нем действительно было ее имя. Вот такое простое совпадение напомнило Жаклин – и всем нам – о тончайших нитях, связывающих всех нас между собой. Отклик на стихийные бедствия – это еще одно напоминание о наших связях. Когда в разгар президентской кампании 2012 года разразился тропический ураган Сэнди, сообщения о нем не просто потеснили новости о ходе выборов, заняв первые полосы всех газет. Они еще и во многом повлияли на выборы. Совершенно внезапно воздвигаемые политиками искусственные барьеры, разделяющие нас на демографические микрогруппы и придуманные, чтобы заставить нас поверить в отсутствие общих интересов, – рухнули. В момент этой крайней разобщенности мать-природа свела нас вместе. Было потрясающе наблюдать результаты совместных усилий по восстановлению разрушений, этакий истинный дух коллективизма: «это-касается-всех-нас». Мы знаем, что этот дух всегда присутствует. После каждой катастрофы, будь то стихийное или техногенное бедствие – ураган Сэнди, или землетрясение на Гаити, или массовое убийство в Ньютауне, – мы вновь и вновь слышим, как в беде проявились лучшие человеческие качества. Но разве нужно дожидаться стихийного бедствия для проявления своей естественной человечности? Ведь мы прекрасно знаем, что даже если новостей об этом нет на первых полосах газет, в каждой общине, в каждой стране всегда есть люди, отчаянно нуждающиеся в помощи. Каждый день от болезней, которые можно было бы предотвратить при наличии чистой воды и надлежащего уровня санитарии, умирают две тысячи детей в возрасте до пяти лет, 3 миллиона детей гибнут от недоедания и 1,4 миллиона – от болезней, которые можно предотвратить с помощью вакцинации. Но как научиться круглый год поддерживать в себе благородный дух, возникающий во время стихийных бедствий? Как сделать его частью своей жизни, чтобы испытывать это стало так же естественно, как дышать? Оказывается, необходимость заботиться о нашей планете и бороться с теми, кто наносит ей вред, и потребность развивать свою внутреннюю жизнестойкость и духовную «инфраструктуру» тесно связаны между собой. Я поймала себя на этой мысли, сидя при свечах каждую ночь в течение почти недели после урагана Сэнди, когда не было электричества и я была вынужденно отключена от занятия ежедневными мелочами, ранее казавшимися мне чрезвычайно важными. Поразительно, как быстро и кардинально меняются приоритеты, стоит свету выключиться. Не имея возможности соединиться с внешним миром, я решила воспользоваться этой ситуацией и установить связь со своим внутренним миром. Уже через неделю я практически не вспоминала о том, что вначале казалось мне абсолютно необходимым. Особенно актуальным прозвучал для меня тогда знаменитый отрывок из Евангелия от Матфея: «И так всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». Построить свой дом на камнях значит гораздо больше, чем защитить себя от разрушительных штормов; это значит каждый день создавать и поддерживать свою внутреннюю духовную инфраструктуру и сохранять жизнестойкость. А чтобы сохранить прочный внутренний мир, важно пытаться достучаться до внешнего мира с помощью сострадания и милосердия. Когда я смотрела, как Опра Уинфри берет интервью у знаменитой пловчихи Дианы Наяд, меня поразил ее рассказ о людях, живущих рядом с ней. Человек с соседней улицы потерял жену и вынужден был один зарабатывать на жизнь и заботиться о себе и своих маленьких детях. Другая соседка, которая и так уже работает на двух работах, вызвалась сплотить всех соседей и помочь ему. В результате Диана получила записку, в которой говорилось: «Диана, вы должны приносить ужин этому парню по средам, раз в две недели. Если не сможете этого делать сами, найдите кого-то еще, кто сможет. Вы должны – мы должны ему помочь». Больше всего в этой истории мне нравится то, что она показывает, как бескорыстная помощь может стать частью повседневной жизни. Мы так часто думаем о благотворительности как о необходимости безвозмездно тратить время или деньги на людей, пострадавших от катастроф в каких-то отдаленных местах и лишившихся всего. Разумеется, все это необходимо делать, когда приходит беда. Но мы забываем, что каждый день и вокруг нас существует огромное количество возможностей реализовывать ту же самую потребность отдавать. Они буквально у нас под ногами. Как выразился американский философ и натуралист Джон Берроуз: «Прекрасные возможности находятся там же, где и вы. Не пренебрегайте своим пространством и временем. У каждого есть свое место под звездами, и каждое место есть центр мироздания». На вопрос о его собственном просветлении Мастер всегда отвечал неохотно, хотя ученики всеми средствами пытались его разговорить. Единственное, что они знали, так это то, что он однажды ответил своему младшему сыну, который хотел узнать, кем почувствовал себя отец, став просветленным. Мастер ответил: «Глупцом». Когда мальчик спросил почему, он пояснил: «Видишь ли, сынок, это то же самое, как если бы ты всеми силами старался, вскарабкавшись по лестнице и разбив окно, проникнуть в дом – и обнаружил после этого, что дверь была открыта». – Энтони де Мелло[35] Повсюду предоставляется немало возможностей, позволяющих реально изменить жизнь другого человека. Мы упускаем миллионы вариантов у себя дома, на работе, в метро, на улице, где мы живем, в продуктовых магазинах – то, что Дэвид Фостер Уоллес называл возможностью «уметь по-настоящему заботиться о других людях… снова и снова, в самых мелких непривлекательных ситуациях, бесчисленное количество раз на дню». Когда мы ежедневно тренируем мышцы, управляющие нашими бескорыстными поступками, этот процесс начинает преображать и собственную жизнь. Потому что, какими бы успешными ни были, когда мы отправляемся в мир, чтобы «что-то заполучить», и стремимся к достижению цели, мы сосредоточиваемся на том, чего у нас нет. До тех пор, пока не достигнем поставленной цели. И тогда переходим к следующей. Но когда мы отдаем то малое или большое количество из имеющегося у нас самих – мы начинаем черпать из собственных безграничных ресурсов. В детстве я росла в Афинах и жила в маленькой квартире с одной спальней, у нас было мало денег. Но моя мать была настоящей волшебницей. Она всегда умела сделать так, чтобы у нас было все необходимое, в том числе хорошее образование и здоровое питание. У нее было всего два платья, и она никогда ничего не тратила на себя. Помню, как она продала последнюю пару своих маленьких золотых сережек. Она одалживала деньги у всех, у кого могла, чтобы обе ее дочери могли учиться в колледже. Как бы мало у нас ни было, она всегда делилась с теми, у кого было еще меньше, чтобы мы чувствовали, что обстоятельства над нами не властны. Это может прозвучать несколько парадоксально, но именно сила земного притяжения позволяет нам стойко преодолевать невзгоды. Та самая сила, которая, казалось бы, тянет нас вниз, к земле, и ограничивает наши возможности, в действительности помогает нам расти вверх. То же самое происходит, когда мы отдаем, – именно тогда острее всего ощущаем, насколько «богаты». Отдавая, мы посылаем Вселенной сообщение, что имеем все, что нужно. Делая добро, мы сами становимся добродетельными, а ответственно поступая, становимся надежными, а щедро делясь с другими, становимся щедрыми, а сопереживая другим, становимся сострадательными. И обогащаемся, отдавая другим. Отдавая и оказывая помощь другим, мы прокладываем путь в мир, где уже не одиноки и не чужие друг другу, а члены одной большой, но очень сплоченной семьи. «Кому много дано, с того много и спросится» – сказано в библейском наставлении, лежащем в основе добропорядочной жизни. Библия идет даже дальше и говорит, что мы будем судимы по тому, что делаем для наиболее отверженных. В «Бхагавад Гите» говорится о трех разновидностях жизни: бездеятельной, скучной, без каких-либо целей и достижений; активной, деятельной, в которой есть место разным делам и желаниям; и добродетельной – когда человек живет не только для себя, но и для других. «Благодаря бескорыстному служению вы всегда будете видеть плоды своей деятельности и ваши желания осуществятся» – таково, согласно Гите, обещание Создателя. Второй вид жизни – а именно по нему мы обычно определяем успех – в значительной степени есть улучшенный вариант первого вида. Но такой жизнью постоянно движет стремление к наживе и получению «чего-то еще». Это желание невозможно утолить, и в результате теряется связь со своим собственным «я» и с сокровищами внутри нас. Что значит жить в соответствии с «третьим образом жизни» и что это такое – изменить жизнь еще хотя бы одного человека, как нельзя лучше становится понятным из рассказа раввина Давида Вольпе: «Мой дед по отцовской линии умер, когда отцу было одиннадцать лет. Его мать овдовела в 34 года, и ему, единственному ребенку, пришлось переживать это горе в одиночестве. По еврейскому обычаю каждый день, рано утром, он стал ходить в синагогу, чтобы молиться за отца. По традиции после смерти родителей так делают в течение года. В конце первой недели он заметил, что заведовавший ритуальной службой синагоги господин Эйнштейн проходит мимо его дома как раз в то время, когда он отправляется в синагогу. Уже тогда, будучи довольно пожилым человеком, Эйнштейн объяснил: «Я прохожу мимо твоего дома по дороге в синагогу. Я подумал, что, может быть, будет приятнее ходить вместе, за компанию. Заодно и мне не придется идти одному». Так они проходили целый год, в любую погоду: и в дождливые летние дни, и снежной зимой – климат в Новой Англии очень переменчив. Они говорили о жизни и о потерях, и хоть и ненадолго, но моему отцу становилось не так одиноко. После того как мои родители поженились и родился мой старший брат, отец позвонил господину Эйнштейну, которому тогда уже было за 90, и сказал, что хочет познакомить его со своей новой женой и ребенком. Тот согласился, но сказал, что, учитывая его возраст, моему отцу придется прийти к нему самому. «Поездка была долгой и трудной, – пишет отец, – до его дома было не меньше двадцати минут езды на машине. Я ехал со слезами на глазах, догадавшись, что он проделывал. Он шел пешком до моего дома целый час, чтобы мне было не так одиноко по утрам… Этим простым поступком, с любовью и заботой, он вернул испуганного ребенка к жизни». Хорошо быть инициативным и предприимчивым; приносить при этом пользу людям – еще лучше Только представьте себе, как изменится наша культура и вся жизнь, когда мы начнем так же ценить людей, способных помогать другим, как и просто инициативных и предприимчивых. Классическим примером стремящихся к успеху бизнесменов, не забывающих при этом о благополучии других, являются социальные предприниматели. В основе их деятельности лежит стремление приносить другим людям пользу. Билл Дрейтон ввел понятие «социальный предприниматель» для обозначения деловых людей, сочетающих в себе практические навыки предпринимателей с благотворительными намерениями социальных реформаторов. Он придумал этот термин, будучи еще студентом колледжа, вернувшись из поездки в Индию, где был свидетелем того, как человек по имени Виноба Бхаве возглавил проект мирного перераспределения семи миллионов акров земли между своими наиболее обездоленными соотечественниками. Сегодня Дрейтон руководит крупнейшей международной сетью социальных предпринимателей «Ашока». Президент Фонда Сколла Салли Осберг активно занимается инвестированием в компании наиболее перспективных социальных предпринимателей со всего мира. Кроме того, он участвует в процессе переосмысления «наших способов ведения бизнеса, того, как мы формируем и возлагаем на наши правительства ответственность за проводимую ими политику, разрабатываем и пополняем природные богатства – одним словом, как мы вместе развиваемся и добиваемся успеха». The Huffington Post сотрудничает с Фондом Сколла для создания новой модели оказания бескорыстной помощи в цифровую эпоху. Модель основана на убеждении, что медийные организации несут ответственность за освещение работы социальных предпринимателей и некоммерческих организаций, желая ускорить оценку ее эффективности и способствовать распространению успешной практики. В 2013 году мы запустили три совместных проекта – Job Raising, RaiseForWomen и the Social Entrepreneurs Challenge – в рамках новой кампании по трудоустройству населения США. Благодаря ей было собрано шесть миллионов долларов, причем кампания побудила наших читателей делать пожертвования и рассказывать в своих блогах и о тех, кому эта помощь предназначена, и о тех, кто ее оказывает. Даже в повседневных коммерческих операциях бескорыстное оказание помощи в последнее время приобретает все большую популярность. Как заметил по этому поводу бизнесмен и писатель Сет Годин: «Ирония судьбы состоит в том, что «получить что-то в обмен на то, что отдаешь», работает гораздо хуже, чем когда просто отдаешь. Блогеры, рассчитывающие на окупаемость каждого своего слова, пользователи, уповающие на Твиттер как на способ саморекламы, а не на возможность помочь другим, и те, кто не содействует развитию Википедии и других проектов, потому что не видят в них никакой для себя выгоды, – все они не видят самого главного. Не так уж трудно разобраться, у кого есть достаточные основания стать членом интернет-сообщества. Об этом можно судить по тому, о чем вы пишете, и по вашим делам. К мнению таких людей мы прислушиваемся и доверяем им. И как это ни парадоксально, это означает, что с ними мы готовы иметь деловые отношения». Философам давно известно, что наше благополучие тесно связано с проявлением сострадания и желанием отдавать. «Человек, который думает только о себе и ищет во всем свою выгоду, не может быть счастлив», – писал Сенека в 63 году н. э. А вот как сказал об этом в 2013 году более современный философ Дэвид Леттерман[36]: «Я обнаружил, что почувствовать себя по-настоящему счастливым можно, только сделав что-то хорошее тому, кто не в состоянии сделать это для себя сам». Практически во всех религиозных традициях оказание бескорыстной помощи другим является важным шагом на пути к духовной самореализации. Или, как выразился Эйнштейн, «смысл имеет лишь жизнь, прожитая ради других». Со времен Альберта Эйнштейна физики-теоретики пытаются создать «теорию всего», которая бы объяснила весь физический мир, примирив общую теорию относительности с квантовой физикой. Если бы подобная теория, исследующая вселенную наших эмоций, существовала, сопереживание и бескорыстие заняли бы в ней центральное место. Современная наука целиком и полностью подтвердила справедливость мудрых выводов древних философов и религиозных традиций. Сочувствие, сопереживание и бескорыстная помощь – то есть не что иное, как сочувствие и сострадание в действии, – являются молекулярными строительными блоками нашего бытия. С ними мы развиваемся и преуспеваем, без них погибаем. На биологическом уровне все это наукой подробно рассмотрено. Важнейшим компонентом является гормон окситоцин. Он известен как «гормон любви» и естественным путем высвобождается в организме человека во время таких состояний, как роды, влюбленность и сексуальные отношения. Исследователи обнаружили, что при введении пациентам окситоцина можно уменьшить их тревожность и робость. Нейроученый Пол Зак провел исследование, в ходе которого участники эксперимента, получавшие дозу окситоцина, предлагали друг другу более крупные суммы денег. «В частности, – отметил Зак, – окситоцин способствует эмпатии, а когда это химическое вещество в организме ингибировано, люди в большей степени склонны к греховному или эгоистичному поведению». В организме человека «гормон любви» окситоцин находится в постоянной борьбе с «гормоном стресса» кортизолом. Разумеется, мы никогда не сможем полностью устранить стресс из нашей жизни. Но формирование в себе естественного чувства сопережевания (эмпатии) – отличный способ уменьшить стресс и защитить себя от его нежелательных последствий. Разумеется, существуют различные виды сочувствия и сострадания, и некоторые из них оказывают на нас более благотворное воздействие, чем другие. Как объяснил мне профессор психиатрии Ричард Дэвидсон, «окситоцин обостряет чувство сострадания к своей семье и группе единомышленников, повышая его даже по сравнению с высоким уровнем всеобщего сострадания». А психолог Пол Экман выявил три вида эмпатии: во-первых, «когнитивная эмпатия», то есть понимание того, что чувствует или о чем думает другой человек. Однако простое знание о позиции другого не означает, что мы до конца прочувствовали его ощущения. Поэтому есть еще «эмоциональная эмпатия» – когда мы на самом деле чувствуем, что переживает другой человек. Это ощущение вызывается так называемыми «зеркальными» нейронами. Принимая во внимание немалое количество страданий, свидетелями которых мы так часто становимся, жить в состоянии постоянной эмоциональной эмпатии было бы чересчур утомительно. «Эмоциональное сопереживание может показаться напрасным», – подчеркивает автор книги «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман. Но есть и третий вид – так называемое «сострадательное сопереживание», когда мы знаем, что человек чувствует, переживаем эти чувства вместе с ним и испытываем необходимость действовать. Сострадательное сопереживание – это умение, которое можно развивать и которое влечет за собой реальные действия. И это тот самый вид эмпатии, который подпитывает нас, когда мы проявляем милосердие и помогаем другим. Но даже понятие «оказание бескорыстной помощи» может вводить в заблуждение. Оно подразумевает, что служение другим и волонтерская деятельность важны лишь с точки зрения того, что они дают получающим помощь людям или обществу. Однако не менее важно и то, что они приносят самому дающему или волонтеру, и тут наука не дает однозначного ответа на этот вопрос. По существу, оказание бескорыстной помощи подобно чудодейственному средству (без всяких побочных эффектов) для поддержания здоровья и благополучия. Одно исследование показало, что работа волонтером всего раз в неделю так же положительно влияет на самочувствие, как выросшая с 20 до 75 тысяч долларов зарплата. А результаты исследования ученых Гарвардской школы бизнеса свидетельствуют, что «пожертвование на благотворительные цели так же влияет на субъективное самочувствие, как удвоение семейного дохода». Это происходит и в бедных, и в богатых странах. То же самое исследование подтвердило, что студенты, которых просили потратить небольшую сумму денег на другого человека, делали это с бо́льшим удовольствием, чем те, которым нужно было потратить эти деньги на себя. В реальности мы так настроены на то, чтобы отдавать, что гены нас вознаграждают за это – и наказывают, когда мы этого не делаем. Исследование ученых из Университета штата Северная Каролина и Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе обнаружили, что у испытуемых, чье ощущение счастья было в основном гедонистическим (то есть возникало в результате удовлетворения личных желаний), наблюдался высокий уровень биологических маркеров воспалительных процессов, которые, в свою очередь, связаны с диабетом, раком и другими заболеваниями. А у тех, у кого понятие счастья включало служение другим, уровни этих маркеров были заметно ниже. Конечно, все мы испытываем счастье, ощущение которого зависит от сочетания всех этих условий, но внутренние системы организма человека ненавязчиво подталкивают нас к увеличению доли той разновидности счастья, которая включает служение другим. Организм знает, что нам нужно для счастья и здоровья, пусть даже мозг не всегда улавливает посылаемые ему сигналы. Если рождаете то, что внутри вас, То, что рождаете, спасет вас. Если не рождаете то, что внутри вас, То, что не рождаете, убьет вас. – Евангелие от Фомы Многие исследования также подтверждают положительное влияние, которое оказывает благотворительность на здоровье дающего. Проведенные в 2013 году в медицинской школе Эксетерского университета исследования под руководством доктора Сюзанны Ричардс обнаружили связь волонтерства с пониженным уровнем депрессии, повышением общего благополучия и значительным снижением риска смертности. А в 2005 году исследование Стэнфордского университета показало, что участвующие в волонтерской деятельности живут дольше, чем те, кто этим не занимается.